ostr655

Пьесы Александра Николаевича Островского сейчас не в моде. Там нет ни истеричных праведников, ни неправдоподобно злобных антигероев. Жизнь, как она есть, с обычными моральными принципами. Но именно это и сделало драматурга новатором в русском театре середины XIX века. Театральную сцену тогда заполняли в основном переводы и переделки западноевропейских пьес.

Большой популярностью пользовались водевили с флиртом, фарсовыми сценками, переодеваниями, обыгрыванием одних и тех же анекдотичных ситуаций. Не меньше шло на сценах и мелодрам, причём не лучшего качества. Они обеспечивали кассовые сборы, но не имели ничего общего с реальной жизнью в Российской империи. Имена подавляющего большинства драматургов тех лет мало что скажут в наше время даже завзятым театралам.

Великий Островский

По настоянию отца

Отец Александра, родившегося 12 апреля 1823 года, был человеком образованным и энергичным. Окончив Московскую духовную академию, он добился в 1838 году права на потомственное дворянство. Владел пятнадцатью домами в Москве, солидным состоянием, а в отставку вышел в чине надворного советника. Естественно, что для старшего сына он хотел похожего будущего.

Александр получил прекрасное образование, а в 1840 году поступил по настоянию отца на юридический факультет Московского университета. Но всё больше увлекаясь литературой, просто перестал ходить на экзамены, а получив единицу по истории римского права, подал прошение на увольнение из учебного заведения. Но отец всё же надеялся на благоразумие сына, и определил его канцеляристом в Московский коммерческий суд. Для Александра это стало тяжёлой повинностью, но в будущем дало немало материала для творчества.

Ранний интерес к литературе не был случайным. Его отец был не только образованным, но и очень начитанным человеком, писавшим в молодости стихи. Чтение было главным увлечением Островского с детства. Этому способствовала большая библиотека, которая была в их доме.

В молодые годы

Формирование взглядов

Литературно-эстетические взгляды А.Н. Островского формировались в 40-е годы XIX века. Это было время накануне отмены крепостного права. По воспоминаниям самого Александра Николаевича, в Москве тогда насчитывалось почти сорок литературных кружков. Наиболее ярким человеком из окружавших молодого Островского был А.Ф. Писемский, писатель и драматург, с которым он долго сохранял дружеские отношения.

Особенное внимание Островский уделял крестьянам, их бытом и нравам. Любовь к устной поэзии, народной песне и обычаям заметна на всём протяжении его творческой жизни. Сохранились варианты песен, записанные им на бланке коммерческого суда. Некоторыми записями начинающий литератор делился с известными собирателями фольклора: П.И. Якушкиным, П.В. Штейном и другими.

Портрет писателя

От поэзии к драматургии

Писать Островский начал очень рано, ещё в гимназии. Это была лирическая поэзия, а позже – переводы романсов, в том числе Генриха Гейне. С начала 40-х годов он начал пробовать свои силы в прозе. Задумал ряд зарисовок из купеческого быта под общим названием «Очерки Замоскворечья». Но опубликован был только первый из этих очерков: «Иван Ерофеич». К тому времени уже была набросана вчерне комедия «Банкрот», позднее переименованная в «Свои люди – сочтёмся».

Первым испытанием таланта Островского-драматурга стало публичное чтение одноактной комедии в квартире С.П. Шевырева, профессора Московского университета. Он был человеком очень консервативным, но после выступления первым поздравил Александра с успехом. Когда пьесу опубликовал «Московский городской листок», её перечитал весь город. «Картина семейного счастья», как называлась комедия, стала предвестницей славы великого драматурга.

Великий Островский

И сразу – успех

Свой первый шедевр Александр Николаевич создавал почти четыре года. Ещё не будучи опубликованной, пьеса «Свои люди – сочтёмся» стала событием в литературно-общественной жизни старой столицы. Её читали вслух в самых разных домах, и люди различных социальных слоёв были единодушны в высокой оценке произведения.

Следующая значительная пьеса Островского «Бедная невеста» вызвала более разноречивые толки. И.С. Тургенев, например, признавая её достоинства, указывал и на крупные недостатки. Именно на этом закончился первый этап творчества А.Н. Островского.

Островский с бородой

Несостоявшийся редактор

В Москве тех лет был только один литературно-художественный журнал. Это был «Москвитянин», который издавал М.П. Погодин. Скупой, непростой в общении человек, он, тем не менее, понимал необходимость обновления своего начавшего терять популярность детища. Островский и сформировавшийся вокруг него круг молодых людей давал шанс на это, но издатель передал им только два отдела журнала.

Вскоре, однако, у Островского появляется возможность стать полноправным издателем и редактором «Москвитянина». Но переговоры не привели к желаемому результату. Погодин решился только на создание при журнале «молодой редакции» с ограниченными правами. Тем не менее благодаря новым сотрудникам, там стали появляться произведения новых, прогрессивных литераторов. Событием стала публикация нескольких романов Жорж Санд.

Островский – славянофил

Второй этап творчества А.Н. Островского характерен упрочением его славянофильских взглядов. В таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» появляются образы купцов, которые являются хранителями нравственно-бытовых обычаев народа.

В то же время в этих произведениях сатирически обыгрываются образы дворян. Такой поворот вызвал разочарование у многих революционно-демократических критиков, в первую очередь – у Чернышевского. Консерваторы и славянофилы, напротив, выражали шумное одобрение. «Сани» понравились и императору Николаю I. Но разногласия между членами «молодой редакции» всё-таки привели к почти полному разрыву отношений. Островский начинает всё теснее сотрудничать с редакцией «Современника», особенно с Н.А. Некрасовым. После закрытия «Современника» почти все свои пьесы он публикует в журнале «Отечественные записки».

Пожилой Островский

Работа до конца

Кроме драматургии, А.Н. Островский оказал большое влияние и на развитие русского театра. Как талантливый чтец и режиссёр, он стал одним из воспитателей артистов новой школы. В любительских спектаклях он сам выступал исполнителем некоторых ролей. Новые пьесы требовали и нового театра. Он начинает добиваться разрешения на открытие частного заведения.

Обстоятельства этому помешали, но зато он стал заведующим репертуаром московских театров. Открывались новые возможности, но воспользоваться ими он не успел. В 1886 году, второго июня по старому стилю Александр Николаевич скончался.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить