foor188

В октябре 1880 года, четырнадцатого числа по старому стилю, в одной из «профессорских» московских семей родился сын. Названный Борисом, он уже через два десятка лет стал известен всей читающей России как Андрей Белый. Его отец, известный математик и мыслитель, поклонник Лейбница Николай Васильевич Бугаев был человеком довольно консервативных взглядов, а мать, Александра Дмитриевна, в своё время считалась едва ли не первой красавицей Москвы.

Детство и юность будущий теоретик символизма провёл на Арбате, и они не были безоблачными. Возможно, именно непростые отношения родителей объясняют странности в поведении, в том числе в отношениях с женщинами Андрея Белого. Этот псевдоним придумал для него Михаил Соловьёв, брат знаменитого русского философа.

Юность

Под влиянием отца, которого он позже называл своим первым идеологическим спутником, Борис поступает и блестяще оканчивает в 1903 году Московский университет, где учился на естественном отделении физико-математического факультета. Увлечение и хорошее знание математики прослеживается и в его творчестве. Но куда большее влияние на первые литературные опыты Андрея Белого оказало знакомство с семьёй Соловьёвых. Их дом вскоре становится для него родным.

В молодости

Соловьёвы и первые увлечения

Именно Михаил и его жена знакомят нового друга с идеалистической философией Фридриха Ницше, творчеством Уайльда, Ибсена, драматургией Метерлинка. А любовь к музыке Вагнера и Грига определила ритмику многих произведений Андрея Белого. Особенно это касается «симфоний», прозаических произведений, созданных в уникальной «музыкально-словесной» форме.

Многое в его эстетической позиции объясняется также увлечением философией А. Шопенгауэра и, конечно, Владимира Соловьёва. С таким багажом знаний Андрей Белый начинает борьбу с позитивизмом и рационализмом, определявшими взгляды людей из окружения его отца.

Белый и Соловьев

Белый и Соловьев

Новое слово в литературе

«Симфонии» были созданы Белым по законам не литературного, а музыкального жанра, с использованием рефрена, контрапункта, ритмического построения фраз. Это было новое слово в литературе, что горячо приветствовали новые знакомые Андрея. В то же время он знакомится со «старшими» символистами. Это была семейная пара, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Сближается он и с Валерием Брюсовым. Но их эстетизм младо-символистов уже не устраивает.

Впоследствии именно Андрею Белому и Блоку предстоит внести в декадентство романтические и мистические настроения. Новой для символизма была и идея творчества-служения. Сначала некоему высшему началу, а потом, в чём сказалось влияние Некрасова, России и народу.

Соловьев с усами

Первый сборник

Переписка с Блоком начинается в январе 1903 года. В то время Андрей Белый уже входит в кружок «аргонавтов», поэтов, для которых творчество было синонимом религии. Жизнь и искусство, как служение, вот основное в их философии. Такими идеями проникнуты и стихи А. Белого из его первого сборника «Золото в лазури». Но они уже не отражают внутренний мир поэта, для которого наступили тяжёлые времена переосмысления жизни и творчества. Тяжести духовного кризиса способствовали и обстоятельства личной жизни.

Любовь и творчество

В 1904 году Андрей Белый знакомится с Блоком. У них было схожее детство, идеалы и предпочтения, но дружбу уже вскоре сменяет почти ненависть. Любовный треугольник, одной из сторон которого была жена Блока Любовь Менделеева, чуть было не разрывается самоубийством Белого.

Произошло это после того, как Любовь Дмитриевна объявила о своём возвращении к мужу. Состояла с поэтом в близких отношениях и жена Валерия Брюсова, Нина Петровская. Она даже стреляла в своего любовника. «Огненный ангел» Брюсова, «Балаганчик» Блока, «Петербург» Белого. Появлению этих произведений немало способствовали любовные переживания их создателей.

Белый, Менделеева и Блок

Ася и Штейнер

События 1905 года Андрей Белый воспринимает апокалиптически, хотя в стихах того времени, собранных в сборники «Пепел» и «Урна», он становится более конкретен и реалистичен. Мистерия и фантастические, сказочные образы сменяются натуралистическими подробностями. В 1909 году, после возвращения из-за границы, Белый знакомится с Анной (Асей) Тургеневой. Вместе они совершают путешествие по Ближнему Востоку и Северной Африке, а в 1912 году становятся учениками Рудольфа Штейнера.

На некоторое время антропософия для Андрея Белого – смысл жизни. Антропософскую окраску приобретает всё его дальнейшее творчество. До 1916 года он ездит за учителем по Европе, участвует в строительстве главного храма этого учения. Впоследствии переосмысливает его, а вот Ася так и остаётся привержена идеям Штейнера. Когда Андрей Белый после пяти лет разлуки предлагает её вместе вернуться в Россию, она предпочитает расстаться окончательно. Но это произошло уже в 1921 году.

Зрелый Белый

Последние годы

Революцию Белый воспринял как некую стихийную силу, которая должна вывести человечество из духовного кризиса. В поэме тех лет «Христос воскрес» Россия предстаёт «мессией грядущего дня», в чём Андрей Белый опять перекликается с Блоком. Но реалии «военного коммунизма» противоречит его мистическим ожиданиям. Автор «Двенадцати» погибает в этой реальности, а его друг-враг, прожив два года в Берлине, всё же опять возвращается на Родину. Впереди его ожидают годы работы почти в изоляции.

Главным в творчестве становится мемуаристика. Он пишет книги, в которых отображает историческую панораму рубежа веков. Происходят изменения и в личной жизни. Андрей Белый наконец встречает женщину, которая ничего от него не требует, просто любит. Когда её арестовывают, как и многих увлекавшихся антропософией, он пишет письмо Сталину. Клодя, как он называл Клавдию Васильеву, возвращается и проводит с поэтом последние годы его жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить