tool_596

Жанр «Войны и мира» — роман-эпопея, что предполагает симбиоз двух жанров. Роман показывает судьбу героя в его связях с эпохой, средой, временем и миром, суть эпопеи – изображение грандиозных по масштабу исторических событий, имеющих общенародный интерес. У романа Л.Н. Толстого есть несколько особенностей, отличающих его от других произведений этого жанра:

  1. Временной охват – более 15 лет (с 1805 до 1820).
  2. Широта пространства (география «Войны и мира» охватывает Россию и Европу).
  3. Многолинейность сюжета (переплетаются линии нескольких семей и события мировой истории).
  4. Наряду с вымышленными персонажами действуют исторические лица (всего – более 600 героев).

Война и мир
Основная направленность романа-эпопеи – показать жизнь народа, смысл исторических событий и жизнь отдельного человека в определенной эпохе. За массовость «отвечает» эпопея, за жизнь отдельного человека – роман. В целом, в «Войне и мире» множество философских, публицистических, военно-исторических, лирических отступлений, занимающих целые главы.

Система персонажей

Все персонажи «Войны и мира» организованы в четкую систему, в основе которой лежит противопоставление, заданное уже в названии. Действующих лиц можно разделить на две основные группы – «героев войны» и «героев мира». Для первой ключевой становится личность Наполеона, позволившего себе переступать через других ради получения личной выгоды, символическим ключом второй группы является личность Кутузова, оппозиционно противопоставленного французскому полководцу, он ценит людей, видит и понимает их.
Персонажи романа
Персонажи «военной группы» могут не говорить о Наполеоне или даже возмущаться им, но внутренне они ориентированы на его модель поведения (Анатоль – любитель праздной жизни, разрушает жизнь Наташи и князя Андрея, Александр I в Аустерлицком сражении посылает на верную смерть солдат). Есть и герои, колеблющиеся между выбором в ту или иную пользу (Пьер и Андрей – герои развивающиеся, которые отказываются от иллюзий относительно Наполеона с его эффектной историей и приходят в результате к ядру «мира»). В системе нет главного, особо выдающегося героя, впрочем, это характерная черта жанра.

Андрей Болконский и Пьер Безухов

По многим признакам Андрей Болконский и Пьер Безухов – типично толстовские персонажи, они имеют общую черту – постоянный поиск себя и своей роли в мире. Однако, пути достижения этой цели разнятся. Так, князь Андрей тщательно обдумывает каждый свой поступок и руководствуется разумом. Пьер – напротив, руководствуется сердцем и нередко оказывается в неудобном, а то и трудном положении.
Андрей Болконский и Пьер Безухов
Болконским движут мечты о славе, Безуховым – юношеское легкомыслие. Андрей постоянно испытывает разочарование и возвращается к жизни посредством любви, Пьер вступает в тайное масонское общество и надеется на силу, которая будет творить добро. Но оба колеблются в выборе – в этом сходство. То вдруг оба начинают заниматься обустройством личной жизни, то посвящают себя служению высоким целям, оба в разное время пытаются приобщиться к жизни простого народа. И все же судьбы их разнонаправленные. В конце 4 тома линия Андрея Болконского завершается гибелью, а вот линию Пьера Толстой собирался продолжить в следующем, так и не написанном романе.

Антагонисты Кутузов и Наполеон

Кутузов и Наполеон занимают особое место в системе персонажей. Это два идейных ядра романа, они – герои-символы. Оба статичны и в чем-то условны. Один – ключевое звено в цепи «героев войны», другой – «героев мира». К ним тяготеют другие персонажи. Все развивающиеся, не статичные герои сосуществуют между этими двумя полюсами. Борис Друбецкой – к Наполеону, князь Андрей Болконский – к Кутузову. Кутузов осознает глубину хода истории, он близок к народу, чувствует общественность, жизнь в народной среде. Наполеон – носитель ложной идеи о сильной личности, которая может управлять историей и вокруг которой вращается мир, он индивидуалист.
Кутузов и Наполеон
Кутузов способен ценить отдельных людей, испытывать сочувствие, сострадание. Наполеон – напротив, жертвует другими для достижения своих идеальных замыслов. Парадоксально, но именно Кутузов изображен Толстым выступающим в качестве ненавистника войны, считающим ее противоестественным делом. Для Наполеона война – это возможность доказать мощь и силу своей армии, это игра, нечто несерьезной и незначащее. Кутузов – «герой мира», его черты есть в чертах персонажей этой группы, он выражает собой идею общей, естественной жизни. Наполеон – его противоположность, он «герой войны», разъединения, ставит на сильную личность, на себя, жертвуя другими. Он – ядро, вокруг которого вращаются герои наполеоновского типа, его двойники.

Отражение биографии писателя в романе

Толстой прожил долгую жизнь, соединив разные эпохи. Работу над романом Толстой начал когда ему еще не было 35 лет, однако, он уже имел разносторонний жизненный опыт, отразившийся в романе, который он писал 6 лет. Род Толстых непосредственно связан с Отечественной войной 1812 года. Отец писателя был ее участником.
Толстой пишет
Дневники, которые Лев Николаевич начинает писать достаточно рано дли ему важный опыт самопознания, психоанализа. Из них вырос принцип изображения внутреннего мира человека, который впоследствии будет наименован критиками «диалектикой души». Основная черта дневниковости – внутренний монолог. В лучших героях «Войны и мира» Толстой закладывает важные качества характера – стремление развиваться, иногда беспощадно правдиво себя оценивать, чего придерживался писатель сам в своей жизни.

В 1850 году Толстой едет на Кавказ в армию. Война меняет человека, выявляет его настоящую суть, эта идеология стане одной из ключевых в изображении героев романа. Позже Толстой побывает на Крымско-Кавказской войне, где увидит все обнаженные качества, узнает, что такое геройство и осознание собственной важности, позерства. Все это имеет свои отголоске в его главном произведении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить