Фазиль Абдулович Искандер один из популярнейших писателей нашей страны конца прошлого столетия. Его произведения всегда были в числе бестселлеров. В те времена проза Фазиля Искандера стала совершенно новым явлением в советской литературе. В его интонации балагура, остряка с Кавказа, не всякий самый бдительный цензор мог разглядеть полное напряжённого драматизма подлинное лицо автора этих мудрых произведений.
С годами его проза не только не тускнеет, но и не теряет своей актуальности. Его отличительной чертой всегда были: свобода в своих оценках, независимость, не признание «разрешённой» смелости, которая спущена с верхних эшелонов власти. Он сам отмечал, что творчество не имеет ни какого другого содержания кроме свободы.
Детство и юность
Отец Фазиля Искандера был мелким служащим одной из контор в Сухуми. Ещё до революции отцу был выдан иранский паспорт. В те времена власти лояльно относились тем, у кого были такие паспорта. Но в дальнейшем он сыграет в жизни отца трагическую роль. Отец вместе с другими лицами иранского происхождения будет выслан за пределы тогда уже СССР. Но по приезде в Иран он был немедленно арестован и отправлен на каторжные работы на один из островов в Персидском заливе.
Фазиль очень хорошо учился и окончил школу с золотой медалью. После окончания школы он мечтал поступить в МГУ имени Ломоносова. Однако возникла серьёзная проблема при оформлении документов. Выяснилось, что в результате переездов была потеряна метрика (свидетельство о рождении). Фазиль обратился к служащей с просьбой оформить этот документ. Долго думая, эта дама в графе национальность написала ему «персюк». Как говорил потом сам Искандер, — это не было отношением к национальности, это была мера грамотности.
Поступить в МГУ он не смог и стал студентом Государственного библиотечного института, который впоследствии, назывался Институтом культуры. Уже там, находясь в стенах этого института, он начал писать стихи. Полученный литературный опыт, позволил продолжить ему обучение в Литературном институте имени Горького. Вместе с ним собратьями по студенческой жизни были такие в дальнейшем знаменитые авторы, как Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Юнна Мориц.
Творчество
В 1956 году Искандер вернулся на родину в Сухуми. Там он продолжил свою трудовую деятельность в Абхазском государственном издательстве. Именно в это время выходит его самая первая книга стихов, которая называется «Горные тропы». Именно местное издательство Абгосиздат согласилось напечатать её в 1957 году и тем самым дало путёвку в жизнь Фазилю Искандеру, как писателю.
Однажды, когда Искандер был уже знаменитым, к нему в Абхазии подошёл один абхазский прозаик, который был искренне уверен, что все проблемы издания в столице происходят только от того, что нет хороших переводчиков. Он попросил у Искандера найти ему и познакомить с хорошим переводчиком с абхазского на русский язык. Обещал за это знакомство организовать грандиозное застолье. Фазиль сказал, что эту проблему он решит. В самый разгар этого застолья прозаик спросил у гостя, когда же придёт обещанный переводчик, на что Искандер ответил: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
Выступая на одной из встреч, у него спросили, существует ли какой-нибудь ваш личный рабочий график и когда вообще рождаются произведения. Искандер ответил с характерной для него искренностью: «Если ко мне приходит вдохновение и посещает желание, то сразу сажусь и начинаю писать, если нет – занимаюсь любым другим делом». Он говорил, что всегда может из мухи раздуть большого слона, вот только муха должна быть обязательно живой.
На одном из его многочисленных публичных выступлений, кто-то из зала спросил, почему он, воспевая родную Абхазию, свой родной Чегем, живёт всё-таки в столице. Вопрос был не очень умный, да ещё и с некорректным подтекстом. Однако он не смутил Искандера, но расстроил и он, наморщив лоб, очень серьёзно ответил на него. А в конце совсем уже мрачный добавил, что в Чегеме сейчас уже почти никого и не осталось.
В далёком 1966 году редколлегия журнала «Новый мир», возглавляемая тогда Твардовским, выдвигает Искандера на соискание Государственной премии СССР за повесть «Созвездие Козлотура». Однако это выдвижение не было одобрено. В 1968 году весь коллектив ещё раз выдвигает Фазиля Абдулаевича на соискание этой премии, и опять получают отказ. Таким образом, тогдашняя власть выразила свое отношение к позиции журнала и лично автору полюбившейся повести.
Журнал «Новый мир» в 1972 году приступает к опубликованию самой главной книги Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Но только через много лет читатель узнает, что тот опубликованный текст это сокращённый почти вдвое оригинал. И только в конце восьмидесятых годов вся страна с огромным удовольствием прочитает весь оригинал знаменитой книги.
Даже не всем любителям и знатокам Фазиля Искандера известно, что по его произведениям снято десять художественных фильмов. Кроме популярного фильма »Маленький гигант большого секса», снятого по мотивам небольшой новеллы «О, Марат», экранизированы и другие произведения. Одной из лучших экранизаций считают фильм посвящённый эпохе Сталина «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (по новелле «Пиры Валтасара»). Довольно актуальным был фильм «Воры в законе», объединивший новеллы « Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур». Сам он снимался только в единственном документальном фильме о родной Абхазии. Фильм назывался «Апсны-Абхазия. Страна души».
Общественная деятельность
В конце восьмидесятых годов прошлого века, по просьбе жителей Абхазии, он был избран депутатом Верховного совета. На выборы он пошёл от оппозиционных сил. Он активно выступал за свободу для всех людей проживающих тогда ещё в СССР. Однако всё это обернулось катастрофой. После этого Фазиль, перевернул эту тяжёлую горькую страницу своей истории и навсегда прекратил заниматься любой политической деятельностью.
В 2016 году Всемирная организация писателей (её Российское отделение «Русский ПЕН – центр») учредил премию имени Фазиля Искандера. Это же центр предлагал инициировать выдвижение Фазиля Абдулаевича на Нобелевскую премию по литературе.