Франц Шуберт – композитор, при жизни пользовавшийся уважением в узких кругах, но после смерти покоривший весь мир. Есть люди, которые считают Шуберта величайшим композитором всех времён, и это говорит о многом. Этот композитор прожил в нищете, в одиночестве, не познал любви, был оставлен своим отцом и умер от брюшного тифа. Не сказать, что это удачно прожитая жизнь. Или всё-таки удачно? Что же было в жизни Шуберта?
С рождения в музыке
В доме Шуберта часто собирались музыканты, поэтому малыш – будущий великий композитор с детства впитывал эту атмосферу. Шуберта учили игре на музыкальных инструментах его отец и брат. У юного дарования был необычайно красивый голос, и Шуберт пел в хоре.
Микаэл Холзер, учитель хора, восторгался одарённым учеником. Как он говорил, этого ребёнка не нужно ничему учить, потому что он уже всё знает. Остаётся только смотреть на его старания и молча восторгаться. Первые свои музыкальные произведения Шуберт написал ещё до достижения половой зрелости.
Неудачливый помощник учителя
Из-за того, что голос Шуберта начал ломаться, в хоре выступать больше не было никакой возможности. Надо сказать, что музыку Шуберт постигал в капелле при самом императоре, и высочайшее лицо разрешило остаться в капелле подающему надежды композитору и музыканту. Кто знает, почему Шуберт уехал к отцу, отказавшись от предложения. Возможно, путь великого композитора мог бы быть не столь печальным. Отец устроил одаренного сына в школу помощником учителя. Никто не был доволен Шубертом в этом заведении.
Неразделённая любовь
У Шуберта была любовь, девушка по имени Тереза Гром. Она не была красавицей, наоборот. Но когда она выступала в церковном хоре, некрасивое лицо преображалось, преображалась она вся. Шуберту она нравилась, и он решил жениться на ней. И всё могло бы устроиться, но получал Шуберт в школе сущие гроши, и мать девушки была против такого жениха. Свадьба не состоялась. Тереза Гром вышла замуж за кондитера, а великий композитор, повлиявший на развитие всей мировой музыки, прожил свою жизнь один.
Двойная жизнь
Работа мучила Шуберта, но музыка всегда была с ним. Он сочинял всегда, когда была возможность, и ему всегда не хватало нотной бумаги. Оперы, симфонии, пьесы, церковная музыка – всё это выходило на свет из-под пера. А затем – ад с детьми, которые не уважали Шуберта и не слушались его. Дело доходило до физического воздействия, но тщетно! Так композитор протянул три года. После этого он решился ослушаться отца, пойти наперекор его воле и оставил работу помощника учителя. Отец же оставил сына на волю судьбе, лишив его какой-либо материальной поддержки.
Начало признания
Шуберт до этого был практически неизвестен как композитор. Но знакомство с Иоганном Михаэлем Фоглем оказалось во многом решающим. Фогль был известным баритоном, и он оценил гений Шуберта как композитора. Они стали сотрудничать.
Шуберт был неравнодушным к жанру песни, а Фогль подсказывал композитору, чего хочет публика. Всё же Шуберт был непрофессиональным композитором, и у него практически не было аудитории. Со временем это изменится, а пока Фогль подбирает литературные произведения, которые подошли бы для песен Шуберта, декламирует их перед ним с целью как можно точнее донести основные идеи, корректирует финальную работу композитора. И у Шуберта стали появляться первые заядлые слушатели.
«Шубертиады»
Это время было самым счастливым для композитора. Его творчество объединило самых разных людей из кругов музыкальной Вены. И они стали собираться все вместе только ради того, чтобы послушать Шуберта. Только его произведения играли на этих вечерах. Те, кто посещал их, часто становились первыми слушателями нового творчества композитора. А иногда даже соавторами.
Были танцы, шутки, весёлые разговоры, неистовые споры. Шуберт писал музыку специально для танцев на «Шубертиадах», в том числе и вальсы, благодаря которым в том числе его знают сегодня. А мог и просто импровизировать. Не только он играл на этих вечерах, но только его музыка господствовала в этих стенах. Кто знает, может, и сейчас такой неизвестный композитор или музыкант собирает вокруг себя преданных поклонников?
Проблески славы
До 1825 года творчество Шуберта публиковалось не слишком часто, но теперь всё изменилось. Денег стало больше, бедность отступила. До этого Шуберт встретился с боготворимым им Бетховеном. Бетховен высоко оценил его талант и рассказывал о нём другим, но он не знал всего творчества Шуберта и не мог знать – большая часть его лежала в архивах хозяина. И всё же началось признание в более-менее широких кругах.
В это время Шуберт работает над симфонией, которая получила названия «Неоконченная» и «Великая». Она состоит всего из двух частей (до этого принято было составлять из четырёх частей), и кто-то говорит, что замысел реализован не полностью, а кто-то – что композитор всё успел сказать в этих двух частях. Неизвестно, почему Шуберт не рассказывал о ней друзьям. Также вышел сборник песен «Лебединая песня» — ещё одна великая работа. И при жизни, и долгое время после смерти Шуберта считали королём именно песни.
Шуберт успел дать только один публичный концерт. Но это был действительно успешный концерт. Публика была в восторге. До этого незнакомые с творчеством Шуберта люди, ни разу в жизни не посещавшие его именные вечера, рукоплескали от восторга. Мог ли он, не привыкший к широкой публике и обращавшийся к ней только со страниц музыкальной периодики, рассчитывать на такую реакцию зала? Прошла безвестность. Теперь его музыка покоряет всю Европу…
А потом Шуберт умер. По официальной версии, смерть наступила от брюшного тифа, кто-то говорит, что от сифилиса. Шуберт так и не успел насладиться своим внезапным успехом. А его музыка, написанная на листах нотной бумаги, которой вечно не хватало великому композитору, долго лежала в шкафах у людей, так или иначе знавших этого человека – гения, изолированного от общества и всего мира.
Но потом люди стали находить. Стали искать. Стали понимать. Теперь не только песнями славен Шуберт. Он – один из основоположников романтизма, течения в классической музыке, которое отбросило старые правила и догмы и поставило на первое место выражение внутреннего мира композитора в любой удобной ему музыкальной форме.
Удачно ли он прожил свою жизнь или нет? Ответ лежит по ту сторону этих понятий. Шуберт не познал любви по жизни, но пользуется любовью сейчас, спустя два столетия. Он бессмертен. Это тоже способ жизни.