Великий и ужасный Сальвадор Дали прожил яркую, полную противоречий жизнь. С самого детства отличался от сверстников несносным характером и мастерским умением манипулировать взрослыми. Странный, непонятный ребенок не мог влиться в рамки норм поведения, за что часто подвергался насмешкам. Его поступки невозможно было оценивать с точки зрения логики обычного человека.
Гениальность, которую каталонский мальчишка осознал в себе очень рано, мешала жить всему окружению. Родители боготворили ребенка, ведь его старший брат умер от менингита, поэтому всепоглощающая любовь воспитывала нарциссизм и эгоцентризм с малых лет. Вседозволенность и свобода выбора подарила миру мастера сюрреализма, в работах которого зашифрованы сновидения, фобии и детские воспоминания.
Пьеро, играющий на гитаре
Написанная, маслом в 1925 году относиться к ранним работам гения. Четкие, геометрические линии Кубизма, выбраны не случайно. Создание двух героев Арлекина и Пьеро по средствам визуального обмана, бумажный коллаж, расположенный на средине комнаты, символизирует двойственную натуру человека, в котором наслоениям ложатся противоположные образы клоунов. Палитра достаточно приглушенная, лишь за окном открывается лиловый морской пейзаж с одиноким парусником. После смерти матери Дали остался без семьи и без поддержки, что никак не сгладило непримиримость его жизненных установок.
Анна Мария
Младшая сестра художника до встречи с Галой была лучшим другом Сальвадора Дали и это единственная работа посвященная ей. На картоне, маслом, в 1924 году сидящей на стуле, запечатлена Анна Мария. Детское единение и душевная близость осталась с ними и в юности. Красавица с бездонными глазами в легком белом платье сидит, склонив лицо. Это было золотое время дружбы брата и сестры. Но, брак с Галой навсегда разрушил все родственные отношения, упреки и ревность Анны Марии и всяческая поддержка супруги в творчестве сделало выбор очевидным, и осталась лишь одна верная муза.
Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека
Сложный период второй мировой войны, художник провел в Америке. Его горячо любимая Испания была в самом центре кровавых событий, и, конечно же, переживания за судьбу человечества нашло отклик в душе гения. Картина написана в 1943 году, в разгар военных действий в Европе. В центре изображено огромное яйцо, символизирующее планету. Через него проходит трещина и виднеется рука, крепко вцепившаяся за скорлупу. Очертания внутри, говорят какие муки, испытывает Новый Человек, а капля крови ниспадает на белую ткань, простеленную под планетой. В правом углу стоит женщина с развивающимися на ветру волосами и обнаженной грудью, указывая младенцу, обнимающему её колени на сложное действие рождение нового сознания человечества. Вселенная изображена как пустыня, где виднеются одинокие силуэты. Написанная в желто-коричневых тонах, символизирующими болезненное состояние, в котором находится мир.
Постоянство памяти
Вдохновением для одной из лучших работ Сальвадора Дали стал кусочек сыра Камамбер. Бессознательным человека стал безлюдный пляж с тихой гладью воды. На суку сломанного дерева висят расплавленные часы, повторяющие форму сыра. В центре лежит причудливой формы создание, в котором можно рассмотреть сомкнутые веки с длинными ресницами, на котором также располагаются мягкие часы. Своеобразное представление о времени, которое медленно стекает в тихой гавани человеческого сознания.
Человек-невидимка
В основе людское очертание, которое теряется в его фантазиях и воображении. Автор создал работу поражающей своей глубиной, границы размыты, а пространство становится космически бесконечным. Это же ощущение передается за счет соединения временных отрезков истории человечества. Античность и средние века остались по средствам колон и архитектуры, современность представлена четким формами кубизма. Картина содержит множество образов понятных лишь художнику. В «Человеке-невидимке» просматривается увлечение Сальвадора Дали теориями Фрейда.
Лицо войны
Пустыня, расчерченная желтым горизонтом, лицо неестественное, сморщенное, уничтожающее людские жизни. Вместо волос шипящие змеи с открытой пастью. В глазницах и ротовом отверстии еще по черепу с таким же наполнением. Война отожествляется с пожирающей все смертью прогрессирующей бесконечно и не оставившей после себя ничего живого, лишь бескрайние желтые пески.
Галатея сфер
Картины Сальвадора Дали можно рассматривать часами, вглядываясь в спрятанные метаморфозами и воображением автора образы и силуэты. «Галатея сфер» как будто создана с помощью современных высоких технологий. Как обычными инструментами художника во множестве сфер можно написать прозрачные очертания бессменной музы? Трехмерное изображение увлекает в бесконечность, небесно-голубые тона создают вселенную, состоящую из тысячи атомов и створяющие одну прекрасную женщину.
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря
В центре изображение вазы, которая является ничем иным как прекрасным, античным лицом. Размытые скулы переходят в скатерть, где небрежно брошены веревка, платок и гвозди. На заднем плане виднеются людские силуэты и морской пейзаж. Возвышающиеся над вазой две собаки, которых автор делает частью природы, создавая визуальные метаморфозы.
Распятие
На шахматной доске в левом углу стоит женщина в одеждах эпохи Возрождения, впереди морская гладь воды. Взор женщины, в которой узнаваема жена художника, направлен вверх, где распят Иисус Христос. Лица не видно, голова откинута назад, тело вытянуто как струна, пальцы рук изогнуты в болевом спазме. Геометрические формы куба и совершенство молодого тела сливаются и в тоже время становятся антиподами. Холодная гладь распятия – человеческое равнодушие и жестокость, на котором умирает любовь и доброта.
Три загадки
Последнее творение руки великого мастера посвященного любимой жене. На горизонте виднеется морская бирюза и ясное небо, а в центре постепенно уменьшаясь, просматриваются 3 женские профили, принадлежащие Гале. Улыбка, озарившая лицо, не менее загадочная, чем у Моно Лизы Леонарда да Винчи. Рассматривая полотно сверху вниз и можно обозначить самое первое изображение, золотистое, нечёткое размытое символизирующее первые совместные годы. Второе лицо воздвигнуто на пьедестале, на этом жизненном этапе Дали обожествлял свою любовь, его нарциссизм отступил перед совершенством удивительной женщины. Последний профиль, по величине больше остальных, цвет серый, лишенный теплого золота. Такова его Гала, настоящая, с пороками и достоинствами, навсегда оставшаяся для гения главной и незаменимой.