Аминад Петрович Шполянский – поэт-сатирик и адвокат 20 века. При рождении носил имя Аминодав Пейсахович Шполянский, еврей российского происхождения. Родился 7 мая 1888 года в Херсонской губернии Российской империи, современной территории Украины.
Окончил юридический факультет в Одессе, и переехал в Москву, где получил работу помощником присяжного поверенного. И в то же время начал свою литературную карьеру, печатался в различных московских газетах и журналах.
За то, что не поддержал Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года, новая власть его недолюбливала, и он был вынужден эмигрировать во Францию.
История псевдонима
Дон-Аминадо – это псевдоним под которым Шполянский печатался в различных русских и французских изданиях. У него были и другие имена, которыми он подписывал свои произведения:
- Аминадо.
- Гидальго.
- К. Страшноватенко.
- Кривой Джимми.
- Д. Аминадо.
В те времена, когда он подписывался настоящим именем, редакторы его не нарочно коверкали и записывали автора, как: Арнольд Петрович, Амидав Петрович.
Настоящее имя – Аминад, довольно экзотическое, но оставлять его Шполянский не захотел, он придумал себе «испанское». В среде литературных юмористов и сатириков выбирать себе нестандартные, забавные имена было привычной практикой. И различных «донов» было много, но выбранный органично соединился со стихами автора. К тому же, почти не изменил настоящее имя.
Еврейское происхождение
По своему происхождению Аминад Шполянский был евреем, но в его стихах и прозах еврейские темы не поднимаются. Кроме нескольких сатирических очерков против антисемитов, где автор использует библейские ассоциации.
Также он упоминал в своих работах Евсекции – движение, которое занималось пропагандой идеологии коммунизма среди национального меньшинства.
Его очерки публиковали в еврейском журнале и периодических изданиях в Париже.
Эмиграция во Францию
Когда к власти пришли большевики, после революции, Шполянский задумался о том, чтобы покинуть страну. Он не разделял принципы, которыми руководствовалась новая власть, по своим убеждениям он был демократом.
Газеты и журналы в которых он печатался, начали закрывать, редакторов арестовывали, журналистов и сатириков стали вызывать на допросы, тайно наводить справки об их жизни.
И несмотря на то, что Аминада никто не выдворял и даже не угрожал, ему стало ясно, что его будущее, как автора, в этой стране под угрозой. И свою эмиграцию он считал вынужденной и называл это изгнанием. На родину он больше не вернулся.
Жизнь в Париже
Положение в Париже у Аминада было двоякое – он, как и большинство простых людей, ничем не владел, у него не было ни земли, ни бизнеса, ни предметов роскоши. Но в то же время, он был в хороших отношениях почти со всей русской культурной элитой. Кроме того, многие переживали тяжелые времена, без привычного уровня достатка. Эта тема, идея «маленького человека» была ключевой в творчестве сатирика. Он остро подмечал всю «боль» ситуации, за что и стал широко известным.
В 1934 году правительство Франции наградило Шполянского орденом почетного легиона за вклад в культурные связи между французским и русским народами.
Стал масоном
В 1920 году вступил в масонскую ложу «Космос», и тем самым стал масоном. Это была очень известная ложа, куда входило много известных русских эмигрантов, собственно и созданная одним из них. Она носила элемент элиты, попасть в нее могли только избранные, те, чья деятельность могла быть названа выдающейся.
Масонство – это движение, зародившееся в 18 веке, его принципы опираются на религии, где только один Бог. Это тайное общество, о деятельности, расположении и составе которого знают только его члены.
Слова других поэтов о Дон-Аминадо
Марина Цветаева говорила о Дон-Аминадо как о судье эмиграции, ведь он высмеивал недостатки и пороки бежавших дворян и интеллигенции, «уничтожал словом» их кумиров.
Максим Горький назвал поэта «развеселым негодяем», потому что тот отличался остротой зрения на общественные проблемы и мог ярко это отразить в стихах. Также писал, что Дон-Аминадо умный и талантливый поэт, чудом сумевший сохранить свой стиль и способность писать, будучи в изгнании, обиженный на родную страну.
Иван Бунин отзывался о Шполянском, как о выдающемся юмористе, чьи произведения дарят художественное наслаждение. А его секретарь Андрей Седых считал Аминадо последователем классической традиции русского юмора, что отличается своей любовью к человеку, и в то же время жалостью к нему.
Семья
Имел жену – Надежду Михайловну Шполянскую и дочь Елену. Современники говорили, что семья для Аминада была «святилищем». Он был настоящим семьянином, очень любил своих близких, работал ради них. Для благополучия единственной дочери во многом себе отказывал в материальном плане.
Смерть поэта
Аминад Шполянский умер 14 ноября 1957 года в Париже, в возрасте 69 лет. Его последней работой был сборник стихов «Поезд на последнем пути». После смерти Аминада советский литературный критик и искусствовед Илья Зильбештейн перевез архив поэта в СССР, чтобы разместить его в государственном фонде. При жизни, после эмиграции, стихи Дон-Аминадо не издавались в России, но в 1990 году этот негласный запрет был снят, и любой читатель мог приобрести книгу с его произведениями.
Несколько других интересных фактов
- Любил театр, как серьезный, так и для широких масс – водевиль, «капустники».
- Владел несколькими языками: древнегреческий, латынь, французский, немецкий, английский и итальянский. А кроме русского языка, родным считал и украинский.
- Участвовал в Первой мировой войне, был солдатом, но был ранен и его вернули в Москву. В то время написал свою первую книгу стихотворений «Песни войны» патриотически-лирического содержания.
- Посвятил февральской революции стихотворную пьесу «Весна семнадцатого года».
- Во Вторую мировую войну уехал из Парижа, жил в Леонпелье, по своим убеждениям был антифашистом.
- Работал в берлинском театре заведующем по литературно-художественной части.
- Не стремился к роскоши и богатой жизни, ему было достаточно стабильного заработка.
- Его афоризмы называли перлами «Нового Козьмы Пруткова».