slug44

Когда речь заходит о Российском кино, название этой картины вспоминается непроизвольно. Этот фильм знает, пожалуй, каждый ныне живущий россиянин. Помимо запоминающихся фраз и крылатых выражений, песен и узнаваемых повсеместно музыкальных мотивов со временем было раскрыто множество интересных фактов о картине и процессах ее съемки.

Некоторые из этих фактов поистине забавные, а некоторые вызывают искреннее недоумение, удивление и легкий шок.

«Служебный роман»

В основу легла пьеса

Как и в случае с большинством фильмов и театральных постановок в основу картины легла пьеса. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали пьесу «Сослуживцы» в 1971 году. С этого же года она появилась в репертуаре Ленинградского и Московского театров. В 1973 «Сослуживцы» была представлена в Болгарии.

Помимо театра фильм-спектакль по пьесе попал на экраны, но создатели остались крайне недовольны такой экранизацией и в 1977 году на студии «Мосфильм» была снята полноценная кинокартина, получившая название «Служебный роман».

В 2009 году пьеса получила новое прочтение в Израильском театре «Гешер». Она была переведена и адаптирована, также при выходе на подмостки она получила название «Роман на работе». Основными изменениями, внесенными в сюжет стали, появление рассказчика — повествование ведется от лица ныне покойного работника института. А образ общественницы был заменен на образ защитницы животных.

Рязанов сам принимал решения об утверждении актеров на роли

Во времена съемок картины заведовал решениями о том, кто будет играть роли художественный совет. Однако несмотря на это, достаточно строгое правило, актеров для съемок этой картины Рязанов отбирал лично. А также лично утверждал их на роли. В то время это был уникальный, из ряда вон выходящий, случай.

Олег Басилашвили

Актер Олег Басилашвили, сыгравший в картине роль Самохвалова, изначально метил на роль Новосельцева. Однако режиссер был уверен, что эта роль должна достаться другому. Теперь же сложно представить актеров в иных ролях.

Олег Басилашвили

Олег не умел водить

На момент съемок кинокартины, Басилашвили не имел прав, и даже не умел управлять автомобилем. Но для настоящего профессионала это не стало проблемой на съемочной площадке. В съемках сцен в авто он отдавал все силы, чтобы все прошло хорошо. Однако несколько забавных инцидентов все-таки произошло. При съемках была едва ли не сбита камера главного оператора, а также пострадал ничего не подозревающий ларек, в который въехал, не справившись с управлением, актер.

Замужняя Верочка

Изначально в сценарии были прописаны сцены секретарши Верочки с ее мужем, которого должен был сыграть Александр Фатюшин. Однако внезапная болезнь актера, известного нам другими своими ролями, внесла определенные коррективы и в итоге остался лишь «муж на расстоянии», а точнее голос Фатюшина в телефонной трубке.

Верочка

Два из Трех

Объем материала, который был отснят изначально, позволял смонтировать полноценные три серии. Все это произошло благодаря большому количеству импровизации со стороны актеров. Так, к примеру, сцена встречи главных героев Калугиной и Новосельцева у неё дома была импровизацией от и до.

Финальный монтаж значительно урезал общий объем видео, что из этого вышло мы все прекрасно видели. Монтажеры поработали на славу.

Кадр из фильма

Везде и сразу

Глазами зрителя вся история наблюдается в стенах одного и того же здания, большого статистического учреждения. Но не все так просто, съемки велись сразу в трех зданиях, хоть это и никак не заметно в картине после финального монтажа.

Реальная история

Все помнят сюжетную линию с письмами Ольги Рыжовой? Так вот история была взята из реальной жизни двух кинематографистов, имена которых по сей день остаются тайной. Возможно эта информация никогда не станет достоянием общественности.

Конская фильмография

Бронзовая статуя коня, которую Новосельцев принес в подарок Калугиной, тот самый, которого прятали в шкафу, имеет собственную обширную фильмографию. Коня можно встретить в таких советских картинах как:

  • Бриллиантовая рука.
  • Ширли-Мырли.
  • Формула любви.
  • Старый новый год.
  • Одна из серий «Семнадцать мгновений весны».

У природы нет плохой погоды

Одна из основных песен картины, точнее слова к ней, были написаны самим Рязановым, однако композитору он преподнес стихи, как работу зарубежного поэта Уильяма Блейка из англии. Самое интересное, что до самого выхода картины никто не заметил этот подлог. И возможно этого бы не знали, если бы не признание самого режиссера.

Дважды нельзя

За игру в этой картине получили почетную премию СССР абсолютно все актеры, кроме самой главной героини Алисы Фрейндлих.

А причиной тому стало одно из правил присвоения премии, которая дается не чаще чем один раз в два года. А Фрейндлих, в том году, уже была отмечена ей за театральную роль.

Рабочее название

Как известно многие картины в момент съемок имеют рабочие названия, которые после меняются на те, под которыми фильмы выходят на большую публику. «Служебный роман» не исключение. Рабочее название киноработы было «Сказка о руководящей золушке». Пожалуй, это название было не менее актуальным.

3 кандидатки на Ирочку

На роль Ирочки пробовались также Рима Маркова и Нина Агапова. В итоге роль досталась месткому театра «Современник» Людмиле Ивановой, которая на нее даже не пробовалась. Такое стечение обстоятельств.

Выход в люди

Все сцены в общественном транспорте снимались, как ни странно, в общественном транспорте. На эти сцены не привлекалась массовка, а граждане совершавшие свой путь из точки А в точку Б на автобусе, волею судьбы стали частью кинематографической истории и истории советского кино.

Все решают очки

Образы главных героев очень долго считались незаконченными. Никак не могли найти те детали, которые бы точно и без вариаций передавали весь образ.

Задача превратить советского красавчика-симпатягу Андрея Мягкова в офисного зануду и недотепу казалась совершенно невозможной, если бы не тяжелая оправа очков и накладные усики.

А очки отца одного из операторов, странным образом оказавшиеся на съемочной площадке, оказались недостающей частью образа великолепной «мымры» в исполнении Алисы Фрейндлих.

И напоследок

Помимо всех перечисленных выше фактов есть еще ряд не менее занимательных, например:

  • По пьесе образ секретарши описывался как «высокая длинноногая красавица», однако Ахеджакова, под которую впоследствии писалась роль, не совсем соответствовала этому образу.
  • Мужа Верочки должен был сыграть Михаил Светин, но в последний момент ей сосватали Александра Фатюшина.
  • Кинокартина до сих пор находится на 19-ом месте по посещаемости среди всех советских картин.
  • Амедео Модильяни «Девушка в матроске» — именно эта картина висела на стене в квартире Людмилы Прокофьевны.
  • Цветы, которые по сюжету Новосельцев дарит Людмиле странным образом кочуют из кабинета в квартиру по ходу фильма.
  • А ровно на 43 минуте фильма, когда Самохвалов достает ключи и закрывает замок водительской двери, через лобовое стекло видно открытые окна.
  • Верочка невероятно быстро переодевается, в сцене, где она прибегает на работу она в брюках, а в следующем кадре уже в юбке.
  • Опрос из журнала «Советский экран» 1979 года, называет фильм лучшим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить