Со времен изобретения первого деревянного колеса человечество не останавливается в своем развитии, прогрессирует, оттачивает технологии строительства.
Возведение мостов, обусловленное простой человеческой необходимостью попасть из одной точки в другую, превратилось в соревнование, где техническая изобретательность идет рука об руку с практической и эстетической составляющей. Инженерная мысль, совершенствуясь, приводит к созданию конструкций, которые становятся достоянием отдельной страны или всего мира.
На сегодняшний день существует множество рейтингов на звание самого высокого, длинного, красивого или необычного моста. Нашей стране тоже есть чем гордиться. В топ-8 самых длинных и больших мостов России вошли:
Мост через Каму (13 967 м)
Лидер страны по протяженности находится на территории республики Татарстан, в районе села Сорочьи Горы. Протяженность мостового перехода равна 13 967 м. Он проходит через реку Каму, пересекает небольшие речки — Архаровку и Курналку. Строительные работы были начаты в 1992 году. Спустя 10 лет — в 2002 году — произошло открытие первой очереди. Мостовой переход является частью федеральной автодороги Р239 «Оренбургский тракт», проходящей до границы с Казахстаном, и имеет большое значение для Татарстана и России в целом. Открытие второй очереди моста на данный момент затягивается.
Президентский (12 970 м)
Один из крупнейших в Европе и один из самых больших речных мостов в мире находится в городе Ульяновске. Его длина вместе с подходами составляет 12 970 м, при этом 5 825 м проходят непосредственно над Волгой. Президентский мост – двухъярусный, балочный. Его строительство началось в 1986 году, а ввод в эксплуатацию (открытие верхнего яруса) состоялся в 2009 году. Когда будет закончен нижний ярус не известно, но есть информация, что на нем планируется движение скоростного трамвая.
Саратовский (12 760 м)
Третий по протяженности мостовой переход России находится в районе села Пристанное Саратовской области. Так называемый новый (есть еще «старый» мост 1965 года постройки) Саратовский мост представляет собой балочную конструкцию с общей длиной 12 760 м. На протяжении 2 350,7 м мост тянется над главным руслом Волги. Его строительство началось в 1991 году. Ввод в эксплуатацию первой и второй очереди состоялся с промежутком в 9 лет – в 2000 и 2009 годах соответственно. После завершения строительства мост стал частью объездной дороги города Саратова.
Мост через Амурский залив (5 331 м)
Постройка моста во Владивостоке была приурочена к саммиту АТЭС 2012 года. По своей конструкции мост относится к низководным, и соединяет полуостров Де-Фриз с полуостровом Муравьева-Амурского. Общая длина конструкции составляет 5 331 м. Строительные работы были начаты в 2009 году, а в 2012 мост был сдан в эксплуатацию. Мост также является частью автотрассы «поселок Новый – полуостров Де-Фриз – станция Седанка – бухта Патрокл», протяженностью свыше 40 км.
Мост через Юрибей (3 900 м)
Железнодорожный мост в Ямало-Ненецком автономном округе имеет статус самого длинного моста, расположенного за Полярным кругом. Его длина составляет 3 900 м. Строительные работы были завершены в рекордно короткие сроки — за 349 дней, и в 2009 году состоялся ввод моста в эксплуатацию. Мост через реку Юрибей стал отрезком железнодорожной магистрали «Обская-Бованенково» и положил начало освоению Бованенковского нефтегазового месторождения на Ямале.
Хабаровский (3 890 м)
Мостовой переход над рекой Амур является участком Транссибирской магистрали и федеральной автодороги М58 «Амур». Работы по возведению моста начались в 1913 году, а в 1916 он был введен в эксплуатацию. Примечательно, что до 1917 года мост назывался Алексеевским. В 1992 году начались работы по реконструкции старого сооружения. В настоящее время это мост с совмещенным автомобильным и железнодорожным движением. Железнодорожное движение на мостовом переходе было открыто двумя очередями – в 1998 и 2009 гг. Автомобильное движение началось в 1999 году. Протяженность моста равна 3 890 м. Хабаровский мост, называемый «Амурским чудом» изображен на билете банка России номиналом в 5 000 рублей.
Большой Обуховский (2 824 м)
Мост вантовой конструкции над Невой, в среднем ее течении. Сооружение представляет собой два идентичных моста, движение по которым осуществляется в противоположных направлениях. Большой Обуховский мост входит в состав Петербургской кольцевой автодороги, его длина составляет 2 824 м. Название в честь близлежащего г. Обухова он получил благодаря рейтингу, составленному на основании голосов жителей Санкт-Петербурга и области. Первая очередь моста была открыта в 2004 году, а вторая – в 2007 году. Вантовый мост является единственным неразводным и крупнейшим мостом через Неву.
Мост через Кольский залив (2 500 м)
Связывает Мурманск со странами Скандинавского полуострова и западными районами Мурманской области. Протяженность конструкции составляет 2 500 м. Работы по возведению моста через залив начались в 1992 году, а в 2005 году он был торжественно введен в эксплуатацию. До 2009 года мост был длиннейшим из существующих, находящихся за Полярным кругом. Но и сейчас он продолжает оставаться самым длинным автомобильным мостом на этой параллели.
А тем временем строительство мостов в нашей стране продолжается, и, кто знает, может быть уже через несколько лет, в России появится мост, который займет первые строчки мировых рейтингов.