Фредерик Шопен – известный композитор из Польши, виртуоз, пианист, педагог. Он обладал огромным даром игры на музыкальном инструменте, который проявился у гения в раннем детстве. Шопен был невероятно привязан к музыке, но эта всепоглощающая любовь обладала и свойством разрушения. Пожалуй, именно поэтому творчество композитора привнесло в его судьбу множество интересных и даже сверхъестественных событий.
Появился на свет Фредерик Шопен в начале 19 века и прожил короткую, но яркую жизнь. Всего 39 лет. Его музыкальное творчество имело особую тематическую уникальность. Шопен умело смешивал различные жанры, а в его произведениях присутствовали ненавязчивая тонкость, искренность, изящество, лиризм, гармония, классичность и фантазия. На музыкальный вкус Фредерика Шопена повлияло творчество Вольфганга Моцарта, Марии Шимановской, Михаила Огинского, а также итальянская и национальная оперы.
Практически вся музыка гения предназначена для фортепианной игры, среди его бессмертных произведений «Душа плачет», «Шорох волн», «Революционный этюд», «Полонез», «Минутка» и многие другие бесценные мелодии. Начиная с юного возраста, за Фредериком Шопеном замечалось странное не логичное поведение, которое было обусловлено сильнейшей привязанностью к музыке и желанием быть услышанным.
Странности молодого Шопена
В детстве юный Фредерик практически никогда не расставался с любимым инструментом. Игра на фортепиано доставляла ему огромное счастье, в то время как он сам, мог перейти грань разумного понимания обычной преданности музыке. Когда Шопен собирался музицировать, то непременно делал это в темноте, предварительно погасив в комнате все свечи. Кромешная тьма и музыка – все, что ему было нужно. Нередко, гений мог вскочить среди ночи и сесть за фортепиано, тем самым разбудив всех взрослых в доме.
Маленький Шопен очень любил некоторые аккорды, которые ему не удавались из-за длины детских пальцев. Он долго огорчался, но изобрел для себя особое приспособление, которое растягивало пальцы. Это устройство доставляло массу неудобств и наносило сильнейшую боль, но Фредерик использовал его постоянно, и не расставался с ним даже перед отходом ко сну.
Когда Шопену было 10 лет, он сочинил военный марш, посвященный князю Константину. Произведение было опубликовано, но без указания имени автора.
Проблемы со здоровьем у Шопена начались еще в детстве. Фредерик страдал одной из форм эпилепсии, которая сопровождалась видениями. Он утверждал, что видит мертвых родственников, духов, призраков, которые приходят к нему с угрозами. А в его любимом фортепиано живут черти. Не удивительно, но Шопена считали сумасшедшим.
В более взрослых летах, Шопен особенно чувствительно проявлял себя в отношениях с женщинами. Фредерик влюбился в родственницу одного известного музыканта, и даже был с ней помолвлен. Но однажды, придя в ее дом со своим другом, невеста Шопена предложила товарищу жениха сесть раньше. Шопен был так возмущен и расстроен, что расторг помолвку. Композитора очень легко было обидеть; даже если возлюбленная посмотрит на него, как ему казалось, не тем взглядом, или случайно сделает неловкий жест. Он мгновенно прекращал с ней всякое общение и переключался на более достойную персону.
Несмотря на свои убеждения относительно женщин, Шопен женился на писательнице Жорж Санд, которая при первом взгляде вызвала у музыканта отвращение своим поведением и манерой шокировать публику. Шопен «в сердцах» сказал о ней, что сомневается, женщина ли перед ним? Однако это не помешало композитору прожить с ней в браке девять лет.
Кроме того, что Фредерик Шопен обладал особым даром в музыкальном искусстве, он был очень принципиальным, как и все авторы. В его жизни случилась музыкальная дуэль с венгерским композитором Ференцем Листом, который попытался сыграть произведение Шопена по-своему. Шопен был возмущен таким поведением коллеги и сказал, что никто не вправе что-либо изменять в написанных им произведениях. Лист обиделся, но при удобном случае все же, отомстил Шопену. Он сыграл в полной темноте так удивительно пронзительно, что Шопену пришлось сознаться в своей неправоте относительно таланта Ференца Листа. Ведь тогда все подумали, что играет сам Шопен.
Музыкальное наследие Фредерика Шопена пронизано грустью, тоской и вдохновением. Его музами были женщины, родина, которую страстно любил и почитал, выдающиеся композиторы, и, конечно, возлюбленная Жорж Санд. Она была не просто музой, но и женщиной, которая почитала Шопена, и, считая его хрупким и незрелым, относилась к нему еще и по-матерински. Наверное, именно после расставания с женой так резко оборвалась жизнь гения.
Разлука подорвала здоровье Шопена, а оправиться он так и не смог. На протяжении своей недолгой жизни он писал, в основном, вальсы. Им создано огромное множество музыкальных трудов, в том числе 3 сонаты, 4 скерцо, 4 баллады. Сам он называется свое творчество словом «Жаль», имея в виду, что в нем преобладают жалостливые нотки. В его произведениях проносятся вихрем сожаление, ненависть и жалоба. Музыке Шопена присуща особенная фактура, многообразие, благородство, выразительность, вкус. Он первым осуществил переход от классицизма к романтизму, дал толчок развития музыкального искусства в ином направлении.
Благородный и печальный гений Шопен
- Несмотря на бесчисленное множество написанных им произведений, вершиной творчества Фредерика Шопена считается «Похоронный марш», который очень точно передает ощущение скорби и печали.
- Любимый жанр Шопена – вальс. Один из них он написал специально для своей возлюбленной Жорж Санд, который знаком всем под именованием «Собачий вальс», или «Вальс маленькой собачки».
- Шопен сделал из скерцо независимое произведение.
- Некоторую часть своей жизни Шопен жил на территории подконтрольной Российской империей.
- Последней работой в жизни Шопена была «Мазурка фа-минор», которую самостоятельно ему исполнить так и не довелось.
- После своей смерти Шопен завещал передать сердце Родине, где оно нашло покой в колонне церкви Святого Креста. Тело композитора захоронено в Париже.