vivaldiava

Имя Антонио Вивальди в наше время известно не только ценителям искусства, но и каждому образованному и всесторонне развитому человеку.  Даже спустя 300 лет после триумфа в качестве гениального композитора его помнят еще и как талантливого скрипача, дирижера и педагога – все это можно просто заменить словом «гений». В судьбе этого интересного человека есть много моментов, на которые стоит обратить внимание: как зародилось, развивалось и достигло своей вершины его мастерство, кто и как влиял на него.

Антонио Вивальди

Ранние годы жизни

Антонио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 года. Он был довольно болезненным ребенком: страдал бронхиальной астмой, которую в то время называли «теснота в груди», и имел слабый иммунитет. В семье Вивальди всего было 6 детей, Антонио был среди них самым старшим.

Интересен тот факт, что Антонио не был первым из Вивальди, кто профессионально занимался музыкой. Не меньшего внимания заслуживает его отец, Джованни Батиста. Он научился играть на музыкальных инструментах в цирюльнях, в которых работал с матерью. Сначала это увлечение было просто развлечением для посетителей, а позже стало его призванием. Этой свое страстью он решил поделиться со своим сыном и стал его первым учителем музыки.

Антонио на удивление был очень способным в музыке: его ранние известные произведения были написаны в возрасте 13-ти лет (1961 год). Самое первое из них получило название «Будем ликовать…». Но помимо музыкальной карьеры Вивальди под влиянием родителей решил стать священнослужителем. Совмещение этих сфер было распространенным явлением в Италии XVII-XVIII веков. Но через время после своего рукоположения (посвящения в священнослужители) он решил оставить эту карьеру и полностью посвятил себя музыке.

Антонио Вивальди со скрипкой

Творческий путь музыканта

В 1703 году Антонио Вивальди стал мастером скрипки в детском учреждении «Pio Ospedale della Pieta». Это был приют, в котором дети могли получить хорошее образование, одно из них музыкальное. Начинающий музыкант проработал там около 13 лет, за это время заведение заметно изменилось в лучшую сторону и стало считаться одним из лучших в своем роде. Эти годы (1703 – 1716) стали очень плодотворными для Вивальди – за это время им было написано более 60 композиций для различных музыкальных инструментов. Интересно, что в 1709 году советом приюта было принято решение о его увольнении. Но через год, видимо осознав ошибку, талантливого музыканта и педагога возвратили на должность.

В 1705 и 1709 годах были опубликованы 2 опуса Вивальди, каждый состоял из 12 сонат. Они и еще несколько скрипичных концертов стали первым его шагом к известности, и этого момента композитор постоянно пребывал в гастролях: выступал перед огромной и требовательной публикой, был представлен самым влиятельным людям того времени. Но и про старый добрый оркестр в приюте Вивальди не забывал. Не работая там непосредственно, он писал по нескольку концертов за месяц. Всего за этот период (1723-1733) известно примерно 140 написанных им концертов для оркестра.

Где-то в 1713 году музыканта захватила идея стать оперным композитором, эта область искусства особенно приветствовалась публикой того времени. Первой его работой в этом направлении стала опера «Оттон на вилле». Все следующие годы он один за другим получал заказы на оперы и отдельные партии в них. В 1714, 1715, 1716 были написаны такие оперные произведения, как «Роланд, мнимый безумец», «Моисей, бог фараонов», «Юдифь торжествующая» и т.д. Слава оперного композитора постепенно выходила за пределы Венеции, и уже в 1718 году его опера «Скандербег» увидела свет на сцене известнейшего флорентийского театра.

После в 1717 (по другим сведениям в 1718) году Вивальди ожидал еще один крутой поворот в музыкальной карьере – ему была предложена должность капельмейстера (руководителя хора или оркестра) у князя Филиппа Гессен-Дармштадт. Три года он работал там, рождал новые оперы, которые тут же обретали известность благодаря новому необычному стилю Вивальди. Среди них были «Сильвия», «Тито Манлио» и т.д. После этого в 1722 году композитор переехал в Рим и был приглашен там Папой Бенедиктом XIII играть для него. Через 3 года Вивальди вернулся в Венецию, продолжая творить. За весь этот долгий период были созданы известнейшие его труды: скрипичные концерты, объединенные под названием «Времена года». Также незадолго до этого писатель познакомился с оперной певицей Анной Жиро, которая в некотором роде стала его ученицей. Вместе с ней и ее сестрой Паолиной Вивальди и жил в Венеции.

Благодаря многочисленным «злым языкам» быстро распространился слух о том, что Анна не просто ученица композитора, а нечто большее. Сам он всячески опровергал это и высказывался об обеих девушках исключительно с уважением.

Следующий год (1723-1724) Вивальди провел в Риме, где произвел настоящую революцию в музыке. «Джустино», «Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» — одни из самых известных творений гения, которые заставили публику восхищаться и вдохновляться им. Это был пик его карьеры: имя Вивальди в Риме было у всех на устах.

Великий Антонио Вивальди

Последние годы гения

Увы, как и все хорошее, известность Вивальди постепенно начала угасать: заказы поступали все реже, концерты уже не пользовались такой популярностью. Шло время – у людей появились новые вкусы, и они стали постепенно забывать бывшего кумира.

В 1728 году, когда Вивальди еще был богат и известен, в Триесте состоялась его встреча с императором Карлом VII. Они долго беседовали: император восхищался его музыкой, а тот в свою очередь рассказывал о своих будущих планах. В итоге Карл VII наградил Вивальди титулом рыцаря, золотой медалью и пригласил в Вену.

Когда спустя годы бедственное положение настигло даже гения, он отправился в Вену, чтобы поставить несколько концертов и встретиться с Карлом VII еще раз. Но этому не суждено было случиться. Выступление Вивальди при дворе императора могло вернуть ему прежнюю известность, которая так нужна была тогда, когда финансовые проблемы все больше и больше нагнетали. Вскоре после приезда Вивальди Карл VII скончался. Композитор отправился вслед за ним очень скоро – 28 июля 1741 года Антонио Вивальди не стало. Причиной было «внутреннее воспаление». Забвение и нищета – такое падение ожидало гения-композитора после стремительного и фееричного взлета.

Другие интересные факты об Антонио Вивальди

  • В день рождения Вивальди Венецию потрясло сильное землетрясение. Это посчитали знаком, поэтому будущий композитор был крещен в тот же день, а также было решено, что Антонио станет священником.
  • Из-за необычного рыжего цвета волос, доставшегося от отца, Вивальди называли «рыжий священник». А через время, когда он вернулся с Анной Жиро в Венецию, ее прозвали «подруга рыжего священника».
  • Из-за бронхиальной астмы музыкант не мог играть на духовых инструментах.
  • Сестра Анны Жиро, Паолина, была медсестрой. Когда они с сестрой сопровождали композитора и своего учителя в Венеции, она ухаживала за ним во время обострений болезни.
  • Однажды с Вивальди случилась неприятная история: ему было поручено купить клавесин для консерватории, но инструмент в итоге стоил вдвое меньше выделенной суммы, тогда он решил присвоить остаток себе. Когда это происшествие вскрылось, известное имя спасло музыканта от наказания.
  • Иоганн Себастьян Бах переложил многие произведения Вивальди на музыку для других инструментов, из-за чего долгое время считалось, что он является их автором.
  • Вивальди стал настоящим революционером в музыке – первым, кто написал концерт для скрипки и оркестра.
  • Великий Антонио Вивальди был похоронен на кладбище для бедняков, там же покоится и Вольфганг Амадей Моцарт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить