Новое дыхание в живописи дали произведения Густава Климта. Его полотна отличаются изобилием золота и обнаженных тел. Стиль Густова менялся со временем, изначально он был академическим, и становиться сложно, поверить, что эти и последующие картины написаны рукой одного мастера. В них не было той индивидуальности, которая ощущается в других произведениях.
Детство
Густав стал вторым ребенком в многодетной семье: у него было 2 брата и 4 сестры. Его мать — Анна хотела быть оперной певицей, но из-за такого количества ребят у нее просто не хватало времени на карьеру музыканта. Отец — Эрнест работал гравером и ювелиром по металлам, однако экономическая ситуация в стране не способствовала заказам, не было постоянной работы, все это привело к тому, что Климты жили бедно. Глава семейства с детства обучал мальчиков написанию картин и гравировке, это предопределило их дальнейшую деятельность, все стали художниками.
Личная жизнь
За всю свою жизнь Густав ни разу не женился. У него есть 3 внебрачных детей: двоих родила Мицци Циммерман, а третьего Мария Уцицкая. Ходили слухи и о большем потомстве, но доказательств этих утверждений нет. Климт пользовался огромным успехом среди женщин и не собирался терять свободу. Сам художник говорил, что семейные узы вредят творческому развитию, и был сильно удивлен, когда его единомышленник, брат Эрнст решил жениться. Его супругой становится дочь краснодеревщика – Хелена Флеге. Они познакомились, когда отец девушки заказал семейный портрет у Густова. Через год радостные события сменяются чередой утрат: сначала умер отец семейства Климтов, а спустя 3 месяца Эрнст. Эти потери сильно отразились на душевном состоянии художника. Густав посещал дом Флеге, навещая племянницу и вдову, там он знакомится с сестрой Хелены —Эмилией. Между молодыми людьми образовалась некая связь, но что было на самом деле остается загадкой. Говорят, что Густав любил эту девушку всю свою жизнь, но так и не сделал ей предложение. Альтернативная версия гласит, что они являлись хорошими друзьями, ведь никаких доказательств и любовных писем нет. Так же как и нет ни одной картины или эскиза с обнаженной Эмилией. В путешествиях они всегда селились в разных номерах, их общение схоже как между братом и сестрой.
Создание «Поцелуя»
Как-то раз Граф, имя которого осталось неизвестным, решил заказать у художника портрет. Он предоставил медальон с фотографией возлюбленной и попросил запечатлеть момент их совместного поцелуя. Густав выполнил работу, заказчик остался доволен, но решил уточнить, почему влюбленные так и не встретились в страстном поцелуе. Климт ответил, что хотел показать желание, которое наступает в момент близости. Граф принял ответ, он подарил картину невесте, и та была довольно столь красивому подарку. Спустя время художник рассказал одному из друзей, что же на самом деле повлияло на создание такой работы. Оказывается во время написания портрета, Густав не заметил, как сам влюбился в девушку из медальона. Именно поэтому он изобразил ожидание, вместо самого поцелуя. Это такая месть нечем не виновному Графу.
Последний публичный заказ
Из Венского университета поступил крупный заказ: необходимо нарисовать 4 картины, которые соответствовали бы названиям имеющихся факультетов. Густаву были отданы 3 работы: философия, медицина, юриспруденция. Его другу Францу Мачу — теология. Первую картину «Философия» представили на выставке Венского сецессиона, тогда она произвела множество негативных откликов. На полотне изображались обнаженные люди, что расходилось с предпочтениями заказчика. Когда картина была выставлена в Париже, то собрала там положительные отзывы, а художник удостоился золотой медали. Следующие 2 работы Климта для университета, также получили критику со стороны высшего общества. Разногласия между исполнителем и заказчиком бурно обсуждали в средствах массовой информации. Чтобы не усугублять ситуацию, Густав, который получил аванс от государства, с помощью своего друга Августа Ледерера выкупил коллекцию. После этого случая Климт отказался от публичных заказов, отдавая предпочтения портретам и пейзажам.
Картины хранились в коллекции семьи Ледерера, но позже ее принудительно забрали нацисты, полотна перевезли в Иммендорфский дворец. В начале 1945 года дворец был сожжен отступающими войсками СС, в огне сгорело множество работ Климта.
Другие факты
- Сначала художник состоял в Содружестве Вены, представители этой организации предпочитали консервативные идеи. Устав бороться с непониманием, Густав с единомышленниками создает оппонентское сообщество — «Сецессион», которое с латинского языка переводиться как уход.
- Вместе со своим младшим братом Эрнстом и школьным другом Францем Матч создают трио, их компания довольно быстро становиться известной. Помимо мелких ежедневных заказов в их копилке числится: интерьер дворца Стураны (Вена), в Карловых Варах расписан потолок главного корпуса лечебницы, созданы иллюстрации к книге «Аллегории и Символы», оформлен королевский дворец в Пелеш (Румыния).
- Художник страдал нервными расстройствами и депрессиями, по его словам, спасение от этого недуга кроется в выполнении нового заказа. Лишь ежедневный труд поможет восстановить психологическое равновесие.
- Климт разрабатывал эскизы одежды для модного салона сестер Флеге.
- То, что отец художника был гравером по металлу, наложило отпечаток на творчество Густова, так в своих работах он отдавал предпочтение золоту и обрамлял свои полотна в уникальные рамы с надписями и узорами.
- Климт является опекуном своей племянницы от брата Эрнста.
- После смерти художника 14 женщин подали в суд, чтобы получить наследство Климта. Они утверждали, что их дети рождены от Густава, одной из них это удалось доказать отцовство, это женщиной стала — М. Циммерман.
- Густав, в отличие от других творческих людей, никогда не вел дневников, лишь изредка подписывал открытки. Также художник не давал интервью, он как-то сказал, что если кто-то захочет узнать о нем или о его творчестве, то должен внимательно всмотреться в картины и попробовать через них, понять его мысли.
- Всю свою жизнь прожил вместе с матерью и сестрами, которые так и не вышли замуж.