Считается, что слово «казак» произошло от тюркского «аза» — удалившийся, вольный, независимый человек. Первые упоминания об оседлых жителях восточного приазовья и причерноморья относятся к 720 году до нашей эры. Выжившие после набегов кочевников скифы и аланы со временем смешались с приазовскими славянами, приняли их православную веру, язык и письменность, стали называться казаками. Во времена татаро — монгольского нашествия казаки несколько ассимилировались с татарами. Но православную веру, и русский язык они сохранили.
Промыслы
Казачьи поселения располагались по берегам рек (Днепр, Дон, Хопер, Терек, Волга, Яик). Основными промыслами в них были рыболовля, охота, коневодство, военные походы по рекам и морям. У донских казаков на реке Ворона и в низовьях Дона были верфи для строительства парусно — гребных лодок (стругов). Струги были беспалубными, имели заостренные корму и нос, рули на обоих концах, что позволяло без разворота менять направление движения судна при необходимости.
Запорожские казаки славились изобретательностью и хитростью. Свои суда они называли чайками. Конструктивно чайки походили на струги донцов. История сохранила информацию о «подводных лодках» запорожцев. Это были усовершенствованные чайки: корпус судна обшивали кожей, сверху устраивали подобие палубы, не пропускавшей воду. На дно укладывали балласт. Такие суда имели весла с кожаными манжетами, которыми казаки заставляли судно «ползти» под водой по дну чтобы появиться в нужном месте неожиданно для врага.
В морских походах казаки громили турецкие корабли и прибрежные города побеждая и числом, и умением. Случалось, запорожцы на чайках доходили до Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив). В Европе к ним относились с уважением.
Начало службы
В XVI веке Золотая орда перестала существовать, но выросло и окрепло Московское царство. Царь Иван IV Васильевич Грозный, заботясь о безопасности и целостности царства предложил казачеству государственную службу в обмен на свое покровительство, привилегии и жалованье. В соответствии с этим договором земли казачьих войск вошли в состав Русского царства. При этом казаки продолжали жить на своих землях, сохраняли общинный уклад, имели социальную автономию, освобождались от налогов. Но, обещали беглых не принимать, были обязаны служить охраной царю и по первому зову выходить в поход со своей амуницией.
Московскому царю стали служить и казаки, жившие на левом берегу Днепра. На правом берегу реки Днепр появились войска реестровых казаков, нанявшихся на службу польскому королю.
Первопроходцы
В XVI — XVII веках приращение новых территорий для Русского государства происходило с помощью казачьих войск. Освоение зауральских земель начал казачий атаман Ермак Тимофеевич.
В 1645 году русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру со своими людьми, вышел в Охотское море и открыл северный Сахалин.
Семен Дежнев спустившись к устью Колымы, вышел в Ледовитый океан, обогнул мыс, названный впоследствии его именем, и доплыл до устья реки Анадырь. Так был открыт Берингов пролив. Исследованием Камчатки занимался казак Владимир Атласов в 1697 — 1699 годах.
По мере освоения Сибири и Дальнего востока создавались новые казачьи города и крепости, организовывались новые казачьи войска с привлечением местного населения. Так появились Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское войска. Это был надежный способ освоения и охраны территорий государства.
Земледелие
Еще в XVII веке казаки «за сохой не ходили» и хлеб не сеяли. Но в первой половине XVIII века, с началом «эпохи дворцовых переворотов», жалованье им стало поступать с перебоями и на Дону поневоле занялись землепашеством.
Правительство старалось заинтересовать казаков заниматься земледелием. Это удавалось в районах, имеющих плодородные земли. У терских казаков развитие получили только виноградарство, бахчеводство и огородничество. В Яицком войске землю обрабатывать было сложно и приоритетным промыслом оставалась рыбная ловля.
Назначение
Казаки всегда считали себя воинами и главным своим назначением — военную службу. Занятие хозяйством рассматривалось как возможность иметь хороших коней, качественное снаряжение и служить достойно. Каждый казак с юности оттачивал умение владеть холодным и огнестрельным оружием, совершенствовал приемы джигитовки. Женились казаки рано, до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на войну или на службу. Если казак носил серьгу в ухе, это значило, что он единственный сын в своем роду. Таких берегли: возможность продолжить род очень ценилась у казачества.
Запорожские казаки также, считали себя доблестными рыцарями, борющимися с «басурманами». Для этой борьбы все средства были хороши: известны легенды о казаках — характерниках, которые могли уклониться от «своей» пули, полой кафтана поймать раскаленное ядро и силой мысли заставить врага поверить, что перед ним молодая роща, а не преследуемые казаки за частоколом из копий.
С весны до осени запорожцы жили в Сечи, где занимались ремеслами, военной и физической подготовкой. Дети казаков учились в школах, действующих при церквях.
Казаки, независимо от войска, где они служили, были сильными, смелыми, трудолюбивыми и не признавали над собой «другой власти, кроме, как от Бога». Благодаря этим качествам они заняли достойное место в истории и сохранили свою идентичность.