kulikava

Одно из крупнейших и известнейших сражений Древней Руси, положившее начало объединению страны в борьбе с Золотой Ордой и татаро-монгольским игом. Сейчас ведутся споры о том, можно ли на самом деле говорить о «татаро-монгольском иге», а также оспаривается значение этой битвы для фактического освобождения Руси – ведь окончательно расправиться с Золотой Ордой князьям удалось лишь через сотню лет.

Однако, что оспорить ни в коем случае нельзя, так это культурное значение события для всей русской истории. Эта битва послужила толчком к объединению раздробленных русских княжеств, показала дух русского народа. Множество литературных и художественных памятников посвящено событиям Куликовской Битвы, а день, когда она состоялась – 21 сентября по новому стилю – и вовсе в современной России принято считать Днем воинской славы.

А все дискуссии и белые пятна делают изучение этого знаменательного события еще интереснее.

Русское войско

Не так уж долго

Средневековью свойственна тяга к описанию поистине эпических масштабов любого события. Куликовская битва началась вместе с рассветом, а длилась, скорее всего, не более получаса. Современники утверждали, что длительность битвы составляла более 3 часов, но сюда стоит включить и время, которое ушло на погоню русских войск за отступающими войсками Мамая.

Не так уж много

Все те же эпические масштабы привели к тому, что современники приписывали русскому войску фантастическую численность в 400 тысяч человек. Место проведения битвы попросту не смогло бы вместить такое большое войско – ведь со стороны Орды воинов было не меньше!

Скорее всего, фактически на поле боя явилось около 7-10 тысяч человек с каждой стороны. Причем это были в большинстве своем профессиональные воины, принадлежащие к княжеским дружинам и городовым полкам. Если народное ополчение и участвовало в битве, то его численность была незначительна, да и явилось оно уже после начала сражения.

Сражение во время битвы

Точное место

Все источники сходятся в указании места, где произошло знаменитое сражение: между реками Дон и Непрядва. Казалось бы, довольно точно обозначенное в летописях расположение войск должно было помочь историкам и археологам легко обнаружить вещественные свидетельства битвы. Но за 600 лет местный ландшафт сильно изменился. Только в 2012 году археологам наконец-то удалось найти участок земли, усеянный деталями доспехов, оружия и других предметов, относящихся ко второй половине XIV века.

Благословлённые на битву

Всем известна легенда, что перед битвой князь Дмитрий отправился к Сергию Радонежскому, чтобы получить от святого благословление. Сергий же передал в распоряжение князя своих учеников – знаменитых богатырей Александра Пересвета и Родиона Осляблю.

Традиционно полководцы на Руси перед битвой отправлялись в церковь и справляли долгие молитвы, однако доподлинно не известно, встречался ли Дмитрий с Сергием Радонежским на самом деле. В ранних источниках это событие не упоминается, а встречается только в житии святого.

Русские войны

Начало битвы

Еще один традиционный для средневековых битв момент: сражение двух лучших воинов перед готовыми к столкновению войсками. Со стороны Золотой Орды выступал Челубей, русское войско же представлял монах Троице-Сергиева монастыря, бывший до пострига брянским боярином – Александр Пересвет.

В сражении оба воина погибли, но Пересвет остался сидеть в седле, пока конь не привез его к стану русских воинов.

Битва двух войнов

Игры с переодеванием

Еще одна легенда гласит, что князь Дмитрий сражался подобно простому воину, переодевшись в простое дружинное платье. Это, однако, не совсем так. Перед началом битвы Дмитрий действительно поменялся одеждой – с боярином Михаилом Бренкой. Русское войско знало о подмене, поэтому, когда воины Мамая убили «князя», чтобы снизить боевой дух противника, продолжило бой с прежней яростью и энтузиазмом.

Свержение «татаро-монгольского ига»

Нельзя отрицать роль Куликовской битвы в борьбе русских княжеств с Золотой Ордой, но и не стоит забывать, что финальное сражение с войсками хана Ахмата произошло на реке Угре ровно 100 лет спустя – в 1480 году. Итогом трехдневного стояния на реке стало отступление войск Ахмата и официальное освобождение Руси от дани.

Литературные источники

Не так много источников говорит о Куликовской битве, да и те сведения, что известны историкам, довольно размыты и явно снабжены значительной долей художественного вымысла. Что знаменитая «Задонщина», что «Сказание о Мамаевом побоище» увидели свет только в XV веке.

Ученые и вовсе бы рискнули отнести события Куликовской битве к сфере народного фольклора, посчитали их не более, чем вымыслом (тем более развитию этой теории способствовало и то, что долгое время археологи не могли обнаружить точное место проведения битвы), если бы имеющиеся источники не отличались точностью описания деталей.

В конечном итоге, считается, что основные сведения летописцы заимствовали из других, серьезных источников, постепенно добавляя свои домыслы, чтобы придать битве большее значение и серьезный размах.

Другие факты

  • Куликовской битве предшествовало несколько других крупных сражений: на реке Пьяне в 1367 году и на реке Воже в 1378.
  • До XIX века Куликовскую битву называли просто «Битвой на Дону». Потому и князь Дмитрий получил прозвище «Донской», а не «Куликовский».
  • Реликвия, связанная с Куликовской битвой – Донская икона Божьей матери. Легенда гласит, что ее подарили князю Дмитрию жители города Сиротина.
  • Поводом к битве стало нежелание князя Дмитрия платить дань Орде, так как его не устраивал хан Мамай, узурпировавший власть в Золотой Орде.
  • В 1988 году князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых. Это случилось в годы советской власти.
  • Русские войска шли в сражение под чёрмным (т.е. красным) знаменем, на котором был изображен золотой лик Иисуса Христа.
  • После начала отступления монгольских войск, русские воины преследовали их по меньшей мере 50 верст – около 53 км.
  • Поражение в Куликовской битве привело к тому, что хан Мамай был свергнут, на его место пришел хан Тохтамыш. В «благодарность» двумя годами позднее – в 1382 году, — он повел свои войска на Москву, разграбил и сжег город, вынуждая князей вновь начать выплачивать Орде дань.
  • О битве говорят также немецкие, итальянские и византийские источники, что много говорит о ее значении и масштабах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить