Мариинский театр — один из самых известных и крупных музыкальных театров России. На его сцене с середины XIX века было показано огромное количество как русских, так и зарубежных оперных и балетных постановок. Его труппа и оркестр считаются одними из лучших в мире.
Помимо классических произведений, таких как оперы Моцарта и Римского-Корсакова, в театральный репертуар включены и современные постановки. Также в Мариинском театре ежегодно проходят фестивали, в том числе для молодых и пока еще неизвестных композиторов.
Смены названий
Театр назвали в честь супруги императора Александра II Марии Александровны, которая известна своей благотворительной деятельностью, учреждением в России Красного Креста и всесословных женских гимназий. Ее увековечили не только в названии театра, но и в его занавесе. Он был смоделирован в 1914 году художником Александром Головиным таким образом, что его орнамент совпадал с узором платья императрицы.
После революции театр переименовали в Государственный академический театр оперы и балета, а в 1935 году еще раз сменили название, присвоив ему имя Сергея Кирова. В 1992 году после распада СССР театру вернули историческое название.
История театра
До постройки Мариинского театра труппа, работающая в нем в последствии, давала спектакли в Большом театре. Он располагался на Театральной площади напротив здания, где сейчас находится основная сцена театра. А на месте Мариинского театра находился Театр-цирк. Это было еще при Екатерине II.
В середине XIX века цирк сгорел, и труппа переехала в построенное на его месте новое здание, которое и получило название «Мариинский театр». А в оставленном ими корпусе расположилась консерватория имени Римского-Корсакова.
Влияние идеологии
Первой постановкой театра после переезда стала опера Глинки «Жизнь за царя». Она осталась в репертуаре и до наших дней. В советское время спектакль также регулярно играли, но по идеологическим причинам он был переименован в «Иван Сусанин».
Интересно то, что для оперы Глинки эта идеологическая смена названия была не первой. Изначально композитор хотел назвать свое произведение именно так, как и было в советское время, – по имени главного героя. Это подтверждают все его сохранившиеся черновые записи.
Мариинский театр в то время входил в состав Императорских театров, которые существовали за счет казны, и для всех них в качестве директора назначался государственный чиновник, который мог вносить корректировки в театральный репертуар. Он посчитал название «Иван Сусанин» не достаточно патриотичным и призвал композитора выбрать новое. Так опера стала называться «Жизнь за царя».
А после распада СССР «Ивана Сусанина» вновь переименовали в «Жизнь за царя».
Тайный проход
В зале Мариинского театра была установлена царская ложа. До революции она была увенчана монограммой из букв «М» и «А» – по первым букам имен Александра II и его жены. В советское время монограмму изменили на изображение серпа и молота, а в 1992 году ей вернули прежний вид.
Правда особы императорской семьи посещали эту ложу только по особым случаям, например, когда водили на спектакль иностранную делегацию. В остальное время они смотрели спектакли из семейной ложи, расположенной напротив почетного места директора театра.
В стене семейной ложи есть дверь, ведущая в женскую гримерку, чтобы царские особы могли лично поблагодарить артисток за выступления. Считается, что этой дверью часто пользовался юный Николай II до женитьбы, чтобы навестить балерину Матильду Кшесинскую, к которой у него была симпатия.
Знаменитая мастерская
В одном из залов Мариинского театра художник Александр Головин обустроил свою мастерскую. Она стала широко известна благодаря двум событиям.
Во-первых, здесь разгорелся публичный скандал с участием поэтов Гумилева и Волошина. Гумилев был влюблен в поэтессу Елизавету Дмитриеву, но она была помолвлена, поэтому отвергла его. Не сумев спокойно принять отказ, Гумилев стал распространять слухи о том, что у них с Дмитриевой роман. Ее жених же в это время был в армии, поэтому за честь девушки вступился ее друг Максимилиан Волошин. В мастерской Головина он при большом скоплении людей дал Гумилеву пощечину. Это привело к дуэли. По ее итогам никто не пострадал – у одного из оппонентов случилась осечка, а второй промахнулся.
Во-вторых, именно в этой мастерской Головин написал знаменитый портрет Федора Шаляпина в образе Бориса Годунова. Певец позировал сразу после того, как отыграл очередную постановку оперы. Эта картина входит в экспозицию Русского музея.
Сейчас в мастерской Головина изготавливают декорации для спектаклей.
Подводный колокол
Среди реквизита театра есть огромный колокол, который был изготовлен более двух веков назад. Его используют в постановках опер «Борис Годунов» и «Хованщина».
В советское время этот колокол сняли с одной из петербургских церквей и бросили в протекающий возле Театральной площади Крюков канал. В 30-х годах он был выловлен и передан Мариинскому театру.
Зов природы
В 1980-х годах в постановках «Дон Кихота» были задействованы дрессированные осел и конь. Однажды конь заболел, и пришлось в срочном порядке искать замену. Арендовать животное разрешила одна из конноспортивных городских секций.
Но как выяснилось уже в ходе спектакля, это был не конь, а лошадь. Нахождение самки на одной сцене с самцом-ослом не прошло бесследно. Осел сбросил с себя актера, подбежал к кобыле сзади, взгромоздился на нее и приступил к активным действиям, сорвав тем самым постановку.
Непростые осколки
В 70-х годах XX века театральный зал реконструировали. Вскрыв старый пол оркестровой ямы, рабочие нашли там слой битого хрусталя. Сочтя это мусором, они собрали и выбросили его.
Но первая же постановка после ремонта показала, что он был там не просто так. Эти осколки улучшали акустику. С тех пор звук в зале изменился.
Прочие факты
- Во время блокады Ленинграда труппа театра выступала в Перми. Именно там состоялась премьера балета «Гаянэ».
- Лучшим местом в зале для просмотра оперы считается третий ярус из-за акустики, а для балета – первый ярус, так как там лучше виден танцевальный рисунок.
- Мариинский театр – первый в России, в котором стали исполнять зарубежный репертуар, например, оперы Вагнера.
- Хоть Мариинский театр и был одним из придворных театров, его зал сильно отличается от остальных. Обычно при их оформлении использовали красный цвет в сочетании с золотом, а для Мариинского театра был выбран цвет морской волны.
- У театра есть филиалы во Владивостоке и Владикавказе.
- В оперной труппе Мариинского театра свою карьеру начинала Анна Нетребко.
- Мариинский театр стал первым в мире, кто транслировал оперу онлайн. Это произошло еще в 1999 году во время исполнения «Пиковой дамы». Вновь опередить всех коллег ему удалось в 2010, когда была организована первая 3D-трансляция балета.
- Планировала, что здесь будут ставить не только оперу и балет, но и драматические спектакли. Поэтому посетители могут увидеть в зале портреты таких драматургов, как Фонвизин, Островский, Гоголь.