Тадж-Махал – выдающийся архитектурный комплекс Индии эпохи Династии Великих Моголов. Фантастический по красоте и величию, памятник культуры признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Создатель
Создатель Тадж-Махала – могольский император Шах-Джахан (1592-1666). Время его правления (1628-1658) вошло в историю как «Золотой Век Моголов». При Шах-Джахане империя достигла невиданного ранее могущества и процветания.
Отец Шах-Джахана Джахангир дал сыну хорошее образование. Уже в 16 лет у будущего императора проявился талант строителя: им были спроектированы несколько кварталов в Кабуле и реконструирован ряд зданий в Агре.
Мумтаз-Махал – «Гордость Дворца»
Мумтаз-Махал – любимая жена пятого императора Моголов. Супруга стала для повелителя надёжным и верным спутником: она путешествовала с ним по всей империи, несмотря на частые беременности. Сопровождая супруга во время военного похода (1631), Мумтаз-Махал умерла при родах их 14-го ребёнка. Исторические летописи свидетельствуют, что после смерти любимой жены император почти год провёл в уединении и трауре.
Построенный императором в память о своей возлюбленной мавзолей Тадж-Махал стал символом безграничной любви и печали.
История строительства Тадж-Махала
Участок, выбранный Шах-Джаханом под строительство, площадью более 1 гектара, был упрочнён и приподнят для защиты от затопления.
Вместо бамбуковых лесов для организации фундамента были возведены кирпичные. История гласит об опасении мастеров, что разборка таких основательных лесов займёт годы. Однако леса были разобраны практически сразу после того, как строителям было разрешено унести с собой столько материала, сколько они смогут поднять.
До места строительства был проложен 15-километровый подъезд из утрамбованной земли, по которому 30 быков на специальных повозках тащили доставляемый из разных концов Индии строительный материал. Для подъёма тяжёлых мраморных блоков был разработан специальный механизм.
Участники строительства
Для проведения строительства были наняты рабочие со всей Индии. Узкие специалисты (скульпторы, каллиграфы, резчики по камню, инкрустаторы) приглашались со всех концов света.
Работы по инкрустации мрамора проводились по технологиям итальянских мастеров, работавших при дворе императора. Уровень мастерства инкрустаторов и сложность работ уникальны: один из мраморных цветов инкрустирован 35 различными драгоценными камнями, а 3-сантиметровая деталь покрыта более чем 50 инкрустациями!
Под контролем императора работал Совет архитекторов, в который входили Дешенов-Ану, Макрамат Хана, Устада Ахмада Лахори и Иса Мухаммед Эфенди.
Чтобы обеспечить питанием строителей, зерно свозили со всей Индии, что привело к голоду в отдельных провинциях.
По легенде, мастера, работавшие на строительстве, были убиты или покалечены, чтобы никто никогда не смог повторить строительства подобного шедевра. Однако точных исторических подтверждений этой версии не существует.
Цвет
Цвет Тадж-Махала меняется от рассвета до заката. Ранним утром он выглядит молочно-белым, а послеполуденное солнце делает его ярким и ослепительным, сияющим как драгоценный камень.
Сочетание цветов Тадж-Махала символично. В индуистской практике белый цвет принадлежит касте священников, а красный – касте воинов. Красный цвет считается также имперским цветом Династии Великих Моголов. Относящиеся к земной жизни строения выполнены из огненно-красного песчаника, а белоснежные мраморные плиты мавзолея символизируют веру в жизнь после смерти.
Визуальные эффекты
- При вхождении в арку, ведущую к зданию, создаётся впечатление, что здание удаляется от путника. А при выходе из арки кажется, что здание становится намного ближе, чем раньше.
- Посетителям кажется, что расположенные рядом с мавзолеем минареты наклонены. Предположительно, минареты действительно отклонены при строительстве в сторону от мавзолея, чтобы в случае стихийного бедствия при падении они не могли повредить основное строение. Удивительно, что расположенное в сейсмически опасной зоне здание ни разу с момента постройки не подверглось воздействию стихии.
- Начертанные на арочных проёмах выдержки из Корана кажутся одинаковыми по размеру, что достигнуто корректировкой высоты букв и расстояния между ними по мере удалённости от взгляда.
- Мрамор имеет такую особенность, что в зависимости от степени солнечной освещённости меняет свой цвет от белоснежно-белого до розового и серебристо-золотого.
Архитектура
Архитектурный комплекс Тадж-Махала включает в себя большой парк с мавзолеем, вознесённым на мраморную платформу, к которому ведут дороги и канал. Прорезанное многоугольными нишами здание завершено сферическим куполом.
Архитектура дворца соответствует представлениям ислама о земной и загробной жизни. Одна часть символизирует земное существование (дворы караван-сарая, базарные улицы), а другая (мавзолей, райский сад) — потустороннее. Арка перед мавзолеем и пруд олицетворяют переход из земной жизни в иной мир.
Между всеми архитектурными элементами, отделкой, планировкой и акустикой существует взаимосвязь и исчезновение любой, даже самой мелкой детали нарушило бы общий баланс всей архитектурной композиции.
Современное состояние
Загрязнённый воздух расположенного рядом города и обмеление протекающей рядом реки с оседанием грунта отрицательно влияют на состояние главной достопримечательности Индии, посещаемой ежедневно тысячами туристов. Мраморная облицовка желтеет и трескается.
Мавзолей регулярно чистится с использованием специальной белой глины. На окружающей территории разрешено пользоваться только экологически чистыми видами транспорта. Для борьбы с загрязнением атмосферы близлежащим предприятиям предписан запрет на использование угля и кокса и рекомендован перевод в отдалённые от памятника районы страны.
Другие о Тадж-Махале
- Находится в городе Агра, на берегу реки Джамна.
- Считается одним из «семи чудес света».
- Строительство длилось около 12 лет.
- В строительстве участвовало более 20 000 человек.
- Для доставки материалов к месту строительства из отдалённых районов использовалось более 1000 слонов.
- Максимальная высота сооружения составляет 74 метра.
- В основании 5-купольного ансамбля мавзолея – квадратная мраморная платформа со стороной 95,4 метра.
- Культурный памятник за год посещает от 3 до 5 миллионов туристов.