Роман как литературный жанр начинает свою историю в Древней Греции, в эпоху эллинизма. Роман был одним из первых прозаических жанров. Таким образом, будучи переходом от поэзии к прозе, древнегреческий роман, не сохраняя поэтического ритма, ещё сохранял все черты поэтической художественной речи. В эпоху античности сложились традиции написания романа, которым следовали все греческие авторы. Но уже в эпоху Римской Империи традиции эти нарушались, и роман приобретал более вольную форму.
В эпоху средневековья роман был вытеснен с арены мировой литературы, как и вообще жанры эпоса. На первый план вышли произведения лирики, драмы и лиро-эпические. Эпос считался низким, недостойным внимания жанром.
Только в XVIII веке интерес к роману начинает оживать. Но жанр этот терпит существенные изменения. Меняются и объём романа (если в античности это были сравнительно небольшие произведения определённого содержания, то теперь роман становится исключительно крупным жанром), и традиционное содержание.
В XIX веке роман широко распространяется в России, приобретая несколько иные черты, нежели на Западе. Русский роман отличается психологизмом, более или менее глубоким анализом человеческой души, философскими размышлениями автора. Само слово беллетристика, вполне приемлемое для европейских писателей, в России становится чуть ли не оскорблением.
В XX веке роман снова уходит на второй план, уступая место малым жанрам, хотя по-прежнему создаются шедевры в этом жанре, они становятся единичными.
В настоящее время жанр романа жив, но распространены иные виды романа: в основном это детективные и фантастические романы, выше ценится острый сюжет, а не философия или психологизм.
Вашему вниманию предлагается подборка лучших романов, украшающих сокровищницу мировой литературы, от античного романа, до лучших произведений современности. Это романы, которые стоит прочитать.
1.Апулей. «Метаморфозы или золотой осёл»
Роман Апулея «Метаморфозы или золотой осёл», как и многие произведения римских авторов, был почти полностью списан с греческого (в основу произведения лёг роман «Лукий или осёл» популярного в греко-римскую эпоху писателя Лукиана). Однако, несмотря на то, что основной сюжет романа, приключения главного героя и даже некоторые стилистические особенности были взяты у Лукиана, Апулей значительно расширил роман, вставив туда несколько новелл и известную сказку об Амуре и Психее. Кроме того, Апулей изменил концовку романа, что полностью поменяло его морально-этическое содержание. Возможно, именно поэтому роман Апулея а не Лукиана стал популярнейшим произведением античности.
Сюжет романа мистичен и во многом отличается от других популярных в то время сюжетов. Герой-рассказчик, питающий живой интерес ко всему необычному, подглядывает за ведьмой, превращающейся в сову, и подговаривает свою любовницу, служанку ведьмы, выкрасть для него немного волшебного снадобья. Но служанка ошибается склянкой, и несчастный Луций вместо крылатой птицы превращается в осла. Служанка успокаивает его, говоря, что заклятие легко снять – стоит лишь ослу пожевать роз, и он снова сделается человеком.
Дальше следуют разнообразные приключения человека в ослиной шкуре, которому приходится служить то разбойникам, то нищим, то жрецам… и как назло не попадается ни одной розы.
Повествование Апулея расцвечено не только стилистическими украшениями речи, но и многочисленными подробностями – как эротическими, так и бытовыми, — что позволяет современному читателю увидеть картину жизни и быта древних римлян. Таким образом, роман «Метаморфозы или золотой осёл» может стать не только развлекательным, но и познавательным чтением.
2.Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин»
Замечательный роман в стихах «Евгений Онегин» — пожалуй, самое известное произведение Пушкина. Знаменитая романтическая история жизни, любви и дружбы скучающего молодого дворянина Евгения Онегина. Этот роман поражает не столько сюжетом, сколько неповторимой формой – твёрдая «онегинская» строфа на протяжении всего романа.
Потерянный в кругах светского общества, Евгений Онегин мечется по свету, пытаясь разобраться в собственной душе. Но жизнь его пуста, и, что самое страшное, он сам понимает это. Именно это сознание пустоты собственной жизни и собственной ненужности заставляет Евгения отвергнуть любовь деревенской барышни Татьяны. И только после длительного путешествия Онегин понимает, что напрасно отказался от такого простого и такого доступного счастья.
Роман не оставит равнодушным ни простого читателя, ни истинного ценителя высокой поэзии.
На роман Пушкина Петром Ильичом Чайковским написана замечательная одноименная опера.
3.Фёдор Михайлович Достоевский. «Братья Карамазовы»
Глубокий психологизм Достоевского известен каждому, кто читал хоть одно его произведение. В романе «Братья Карамазовы» этот психологизм раскрывается во всём своём великолепии. Хотя сюжет романа, если рассматривать его отдельно, довольно прост.
У старого распутника Фёдора Карамазова имеется три сына. Старший – Митя – от первой жены, Иван и Алёша от второй. Мальчики растут вдали от отца и друг от друга, и встречаются уже будучи взрослыми. Митя открыто враждует с отцом из-за наследства, и неудивительно, что, когда Фёдора Карамазова находят мёртвым, обвинение падает именно на старшего сына.
Достоевский с удивительной точностью раскрывает не только характеры трёх совершенно непохожих друг на друга братьев, но и характеры второстепенных персонажей. По сути, в романе второстепенных персонажей нет вовсе. Каждый из них важен, каждый индивидуален и по-своему непрост – всё как в жизни. «Братья Карамазовы», как и другие романы Достоевского остаётся незаконченным. Ибо жизнь не имеет логического конца, она не заканчивается, даже если писатель поставил точку.
4.Лев Николаевич Толстой. «Анна Каренина»
Как сам Толстой говорил о своём творчестве, в нём две основные мысли – мысль государственная и мысль семейная. В «Войне и мире» на первый план выходит мысль государственная, в «Анне Карениной» — семейная.
В отличие от героев Достоевского, герои Толстого нормальные, здоровые люди. И трагедия, разворачивающаяся с ними, есть трагедия жизненная. Но и она обосновывается психологизмом, так называемой, диалектикой души.
В романе две основные линии. Первая линия описывает жизнь главной героини, светской львицы Анны Карениной. Её измена мужу, война за сына, непонимание Вронского, а главное – непонимание самой себя, доводят героиню до трагического конца.
Вторая линия, более светлая, описывает жизнь деревенского помещика Левина и его жены Кити. Левин на протяжении всего романа находится в мучительном поиске своего предназначения в жизни. И финал романа строится именно на его философском прозрении.
Несомненно, «Анна Каренина» — одно из лучших произведений Толстого.
5.Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Этот роман – не просто вершина творчества непризнанного при жизни, но пережившего своих зложелателей гения, этот роман – поистине бриллиант в сокровищнице мировой литературы. Судьба «Мастера и Маргариты» была также тяжела, как и судьба его неугодного советской власти автора. Но роман до сих пор живёт бурной жизнью – его читают, о нём спорят, его обсуждают.… Существует несколько замечательных экранизаций.
Сюжет романа представляет собой причудливое переплетение нескольких сюжетных линий: линия Воланда и его свиты, описывающая их проделки в советской Москве и изобличающая пороки современного Булгакову времени; линия Мастера и Маргариты, представляющая картину любви, которой приходится пробиваться через трудности жизни и превратности судьбы; и, наконец, знаменитый «роман в романе» — линия Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, описывающая сюжет романа Мастера «Понтий Пилат». Таким образом, действие происходит как бы одновременно в двух городах: в советской Москве и в древнем Иерусалиме (Ершалаим).
Роман поражает воображение слиянием комического и трагического, мистики и суровой реальности, настоящего и прошлого.
6.Владимир Семёнович Короткевич. «Дикая охота короля Стаха»
Готический роман белорусского писателя Короткевича – замечательный памятник не только белорусской словесности, но и белорусской истории. Короткевич с патриотизмом и болью за родину в своих отвлечённых рассуждениях описывает политическую ситуацию в Беларуси конца девятнадцатого века.
Основная линия сюжета строится на воспоминаниях героя-рассказчика Андрея Белорецкого.
Будучи молодым фольклористом, Белорецкий случайно попадает в глухое поместье «Болотные ялины», принадлежащее юной наследнице обнищавшего шляхетского рода Надзее Яноусской. Белорецкий выясняет, что несчастная девушка не просто прикована к своему умирающему поместью, но и ждёт своей скорейшей гибели. Наследницу рода мучает древнее проклятье – проклятье дикой охоты короля Стаха. Кроме того, в поместье безобразничают два привидения: Маленький Человек и Голубая Дама, пугая хозяйку дома до безумия.
Белорецкий решает остаться в «Болотных ялинах» и во чтобы то ни стало разобраться с загадочными преступниками.
7.Джоан Роулинг. «Гарри Поттер»
Поистине легендарен современный роман в семи томах, написанный английской писательницей Джоан Роулинг.
История о юном волшебнике Гарри Поттере и волшебной школе Хоггвартс с поразительной быстротой облетела половину мира. Секрет популярности романа кроется не столько в оригинальной идее, сколько в том, как она подана.
Джоан Роулинг сумела избежать столь частой ошибки идеализации своего героя. Гарри – обычный мальчик, со своими недостатками и достоинствами, даже если на его долю и выпала необычная судьба. Читатель, следующий за романом, наблюдает, как взрослеет главный герой, и взрослеет вместе с ним. И если первые три книги можно назвать детской сказкой, то остальные четыре детскими никак не назовёшь.
Постепенно за яркой и интересной историей мальчика из волшебного мира раскрывается идея всего романа и основного конфликта. Это не просто роман о добре и зле, о противостоянии благородства и несправедливости. Это роман о борьбе двух духовных обликах: души, истерзанной тягчайшими грехами, и души здоровой и способной на любовь. И, несмотря на то, что Волан-де-Морт значительно превосходит в силе своего соперника, чистота души Гарри оказывается сильнее.
Этот роман подарил целому поколению волшебное и интересное детство, многим детям, подросткам и даже взрослым вернул любовь к чтению. И по сей день история о Гарри Поттере остаётся одним из самых популярных романов.
8.Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери»
Наверное, эта трагическая история известна каждому много или мало эрудированному читателю.
Трое мужчин влюбляются в юную и прекрасную цыганку Эсмеральду. Но ни один из них не может надеяться получить её руку: капитан Феб де Шатопер, которого страстно любит сама Эсмеральда, много выше её по социальному положению и должен жениться на девушке своего круга; Клод Фролло – священник католической церкви, и связан обетом безбрачия; Квазимодо – урод от рождения. Конец истории трагичен: Эсмеральда, сломленная гнётом тройной любви, погибает.
Гюго удивительно тонко и чутко раскрывает характеры не только главных, но и второстепенных героев. Насколько различно проявляется любовь четырёх совершенно разных людей. Насколько глубоки страдания одних и поверхностны переживания других. Как велика жертва, на которую способен искренно любящий человек и как страшны жертвы, которых требуют люди, не умеющие любить. И насколько красота души не соответствует красоте тела.
Помимо темы любви в романе представлена великолепная картина Парижа XIV века, картина быта и нравов людей того времени, замечательны описания собора. Трогательные второстепенные сюжетные линии, глубокие размышления автора над важнейшими вечными вопросами человечества.
Роман Гюго по праву занимает место среди лучших романов, когда-либо написанных.
9.Маргарет Митчелл. «Унесённые ветром»
Роман американской писательницы о гражданской войне в Соединённых Штатах прогремел на весь мир. В романе Маргарет Митчелл рассказана трагичная история о том, как рухнул мир настоящих джентльменов и изящных леди, мир изысканных манер, мир красоты и взаимопонимания…
Скарлетт О̛ Хара – своевольная девушка с острым практическим умом и довольно тяжёлым характером. Её трудно назвать настоящей леди, и за это ей частенько перепадают замечания от матери и няньки. Но её женское обаяние и «неуёмная жажда жизни» обеспечивают ей несчётное количество поклонников и такое же количество завистниц.
Но вот начинается война, в которой южане терпят поражение за поражением, и изысканные манеры и прекрасное воспитание отходят на задний план, уступая место железной хватке и умению выживать. На то чтобы продержаться на плаву и спасти близких от голода, Скарлетт приходится употребить все свои силы.
На фоне этой тяжёлой борьбы на протяжении всего романа развивается тема любви к Скарлетт загадочного и беспринципного контрабандиста Ретта Батлера. Но Скарлетт, в тайне мечтающая о муже своей названой сестры Мелони, слишком поздно осознаёт, что Ретт – это единственное, за что она боролась все эти годы.