maxava

Уникальная личность, ставшая легендой при жизни. Жертва Великого эксперимента, но на редкость счастливая и удачливая. Человек, который соединял несоединимое. Поэт, художник, критик, искусствовед, актер, режиссер. Максимилиан Волошин. Основатель первого в России Дома поэтов. Умный чудак, водивший дружбу со всеми. Неутомимый исследователь, путешественник, мистификатор, экстрасенс.

Просто Макс. О нем нельзя рассказывать обыденно и неинтересно. Весь его творческий и жизненный путь – удивительные страницы необычной биографии.

Максимилиан Волошин

Подходящие предки

… Мы помним все: наш древний, темный дух, Ах, не крещен в глубоких водах Леты!

Максимилиан Волошин родился в 1877 г. в Киеве. Его родители – Александр Максимович Кириенко-Волошин и Елена Оттобальдовна, до замужества Глазер. Родственников отца мальчик не помнил. Знал только, что дед жил в Киевской губернии.

Отец матери – «инженер и начальник телеграфного округа», дед – «синдик». Отец бабушки по материнской линии «ходил с Суворовым», прапрадед – «чей-то лейб-медик». Это доказанное родство, подтвержденное историками и исследователями творчества.

Сам Волошин в «Автобиографии» писал и о других предках. Так, он «вспоминал» слепого бандуриста Матвея Волошина, который жил в Украине в 16 веке. Музыкант пострадал из-за любви к родине: за политические песни поляки сняли с него кожу заживо. А в Кишиневе жил молодой человек по фамилии Кириенко-Волошин. Это близкий знакомый известного русского поэта А.С. Пушкина. Именно он познакомил будущего гения с цыганской культурой, часто брав его с собой в табор.

Весьма подходящие предки для бескомпромиссного, страстно любящего Родину, романтического писателя. Но все это родство недоказанное.

Максимилиан Волошин в молодости

На редкость удачливая судьба

В конце 19 – начале 20 века активно пополнялся мартиролог русских поэтов. Невидимая рука вписывала в него десятки и сотни имен. Либо ты писал, что требовалось. Либо не писал вообще. Либо тебя забывали.

Судьба Волошина на этом фоне оказалась на удивление счастливой. Находясь в самой гуще событий гражданской, поэт уцелел. В 20-е гг., несмотря на вольные высказывания, не был репрессирован. Не дожил до Большого террора. В годы активного раскулачивания владел целым имением, состоявшим из двух двухэтажных домов и двух флигелей. Практически до 1929 г. писал все, что думал. Впоследствии даже за хранение его стихов могли строго наказать.

Максимилиан Волошин в молодости

Удивительное сочетание христианства и язычества

Максимилиан Волошин верил во все. Невозможно было представить его без языческих богов и без Христа (из воспоминаний М. Цветаевой). Еще в раннем детстве мальчик в одной молитве говорил «аминь» и «чур».

Причем верования поэта не противоречили друг другу. Они являлись частью его мировоззрения, его понимания мира.

Для понимания красоты Коктебеля понадобилось время

В Феодосию Макс переезжал с воодушевлением. Но пустынные степи и горные цепи не вызвали в душе мальчика восторга. Он не увидел той скромной красоты, которую впоследствии восхвалял в стихах и картинах.

Рядом с Коктебельской долиной находилась небольшая болгарская деревушка. Здесь и прикупили участок мать поэта и ее гражданский муж П.П. Теш. Позднее в этих местах поселится творческая интеллигенция. Но в год переезда семьи тут одиноко и пустынно.

Столовались новоиспеченные коктебельцы в небольших хатках в компании домашних животных. Макс вспоминал, что корова могла боднуть рогом и забрать кусок хлеба. По столам лазили куры, поросята дружили с собаками и копировали их повадки. Значительно позже, развив художественный вкус, Волошин научился видеть неординарную красоту края.

Талантливый двоечник

Максимилиан Волошин воспринимал учебу в казенных заведениях как пустую трату времени. Если Поливановскую гимназию он закончил худо-бедно на 3-4, то в 1-ой Московской гимназии у него была только одна «3» по поведению. По остальным предметам – «1» – «2». Широта взглядов, острый ум, начитанность ставили мальчика на несколько ступеней выше учителей. К своим «успехам» он относился философски, воспринимая как временные трудности.

Когда мальчик переехал в Феодосию, он попал в гимназию под руководством В.В.Виноградова. Человек умный, образованный, талантливый, он не запирал своих педагогов и учеников в рамки «казенного» образования. В учебном заведении приветствовались исследования, собственные суждения. Но, как и везде, учителя были разные. На уроках религии Макс читал газеты, а поп «давно смирился с таким положением вещей».

Неискушенный в делах любовных

Отношения Максимилиана Волошина с женщинами были особенными всю его жизнь. У поэта 2 брака. Оригинальный образ талантливого человека привлекал противоположный пол. С художником заигрывали, флиртовали. Но он оставался удивительно чистым и наивным.

С женщинами Макс дружил. В «Автобиографии» он отмечал, что друзей женского пола у него намного больше, чем мужского. С дамами поэт мог говорить на любые темы. И был понят. Хотя здесь Волошин лукавит. Много теплых отношений завязывал он и с мужчинами.

В гимназические годы Макса девушки не интересовали, чем он выделялся среди сверстников. Хотя близкие отношения с Ольгой Яшеровой беспокоили директоров обеих гимназий (женской и мужской). Нравственность под угрозой. Но юношу привлекали близкий дух, умение писать стихи. Он гулял с поэтессой, а не с дамой.

Впервые Макс увидел голое тело в 24 года в Академии Коларосси. Событие так взволновало юношу, что вечером он оказался в комнатке проститутки Сюзанн. Поэт пишет об этом без стыда. Он воспринимал свое тело как отдельный объект.

С женой

Педант в рубахе

Немецкие корни матери сказались на формировании характера мальчика. Он был обстоятельным и аккуратным во всем. Давал товарищам свою гимназическую тетрадку со стихами, обязательно наказывая: обращаться аккуратно, пометки на полях не делать, замечания писать на отдельных листочках.

Во взрослой жизни германство проявляется в отношении к работе, к себе, к окружающим. По количеству друзей он был «французом», а по качеству – «немцем» (из воспоминаний Цветаевой). Он мог среди ночи поднять товарищей, чтобы успеть к восходу солнца добраться на нужную улицу. Ведь рассвет надо рисовать именно на этом месте (из воспоминаний Е.С. Кругликовой).

Педантично Макс собирал знания по всему миру. Жадно читал, посещал все музеи, театры, гулял по знаменитым местам. Он легко сходился со всеми, поэтому всегда был в компании образованных и творческих людей.

Внимание толпы

В юности Макс очень трепетно относился к вниманию публики. Желание приковывать взгляды сохранилось на всю жизнь. Сгладилась острота, ушел максимализм, но Волошин остался прежним.

В гимназии он носил непомерно большую парусиновую фуражку, за что слыл оригиналом. Волошин всячески старался сохранить этот образ. Во взрослой жизни на его голове «поселился» пушистый цилиндр. Вкупе с широкими бархатными штанами до колен, просторной рубахой и накидкой с капюшоном он выглядел, мягко сказать, необычно для своего времени.

При заполнении «тургеневской анкеты» Макс обозначил счастье для себя, как «умение владеть толпой». А несчастье – «ни одной чертой, ни одной способностью не выделяться из толпы».

Желание оригинальничать поддерживалось с самого детства матерью поэта. Она одобряла учителя сына, который читал семилетнему мальчику Эдгара По и просил описать Кавказ «по Пушкину» в этнографическом и географическом аспекте. Поощряла интерес к мистическим действиям.

12 удивительных фактов из жизни гения

  1. Маленького Макса ограничивали в еде. Он так же страстно относился к пище, как ко всем своим увлечениям.
  2. Максимилиан начал рисовать в 4 года. Тогда он впервые увидел на улицах Москвы Сурикова за работой. Это так поразило мальчика, что с тех пор он всюду ходил с блокнотом и карандашом.
  3. Волошин прекрасно декламировал. Еще не умея читать, он с удивительным чувством и воодушевлением рассказывал наизусть «Коробейников» Некрасова, «Конька-Горбунка» Ершова, «Полтавский бой» Пушкина.
  4. Юный Макс ходил с П.П. Тешем вызволять лошадей, украденных цыганами. Именно отчим с удовольствием гулял с мальчиком, лазил по горам, изучал окрестности Коктебеля.
  5. Художник стал одним из основателей Русского Артистического кружка в Париже.
  6. Впервые увидев работы художников Возрождения, Волошин посчитал их посредственными. То ли «Третьяковка». Впоследствии, развив художественный вкус и получив больше знаний, поменял свое мнение. Осуждал русское искусство за политическую направленность и натурализм.
  7. Хорошо переводил художественные произведения немецких авторов.
  8. Основал Дом поэта в Коктебеле. Сегодня это дом-музей поэта.
  9. Ежегодно принимал у себя до 500 человек.
  10. В годы революций и войн никогда не принимал ничьей стороны.
  11. Нарушил свой принцип ненасилия только однажды, в детстве. Дал тумака С.Л.Иванову, который с товарищами дразнил «неуклюжего и неповоротливого» гимназиста.
  12. Считался экстрасенсом. Знакомые вспоминали, что он мог снять боль одним прикосновением руки. А искры из его пальцев могли вызвать пожар.

Максимилиан Волошин писал стихи, рисовал, выступал в роли искусствоведа и режиссера, играл в театре, переводил зарубежную литературу, активно участвовал в общественной жизни своего времени. Не человек, а Космос. Мистик, пантеист, «француз культурой», «русский душой», миролюбивый бунтарь, поэт и художник. Таким он был в сердцах современников и таким вошел в историю искусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить