pros1

Даже те, кто никогда не был в театре, знают, кто такой Гамлет, а, следовательно, и Шекспир.. Это Кармен знают все. Неважно, любят они оперу и балет, или равнодушны к ним. Знают, что это испанская женщина, и могут напеть самую популярную мелодию из одноимённой оперы. А вот с литературным «отцом» авантюристки знакомы только книгочеи. Отчасти в этом виноват он сам.

Проспер Мериме не был столь плодовит, как, скажем, Бальзак или Гюго. Мог за годы не написать ни строчки. Тем не менее именно он стал автором новеллы, название которой вошло во всеобщий обиход. Прекрасный стилист, успешный чиновник, автор трудов по археологии, ценитель женской красоты Проспер Мериме родился в 1803 году.

Великий Проспер Мериме

Знакомство со Стендалем

Отец видел его в будущем преуспевающим адвокатом, хотя сам был известным в своё время художником. Живописью была увлечена и его мать. Именно она привила сыну вкус к литературе. Адвокатура так и не стала его призванием, хоть Проспер и окончил юридический факультет Парижского университета.  А литературные и эстетические пристрастия сформировались под влиянием  Стендаля, с которым будущий новеллист познакомился в 1822 году.

Романтик, с упоением читавший Байрона и Шекспира, постепенно становится реалистом, откликавшимся в творчестве на многие политические события своего времени. Но первую известность ему принесла литературная мистификация. Это отчасти подтверждает слова Мериме о том, что сочиняет он только для развлечения, во время отдыха от удовольствий, которые предоставляла светская жизнь.

Розыгрыш всерьёз

«Театр Клары Гасуль» -так назывался сборник драматических пьес, написанных якобы некоей испанской актрисой. Розыгрыш удался, но помещённые в книгу пьесы опровергают миф о денди, писавшем исключительно для собственного удовольствия. Они почти революционны для начала XIX века, когда в театре господствовал классицизм с его строгими правилами и устаревшими догмами.

Проспер Мериме одним из первых доказал, что художник может творить свободно, подчиняясь только своим принципам и правилам. Это создало ему определённую репутацию, ведь в литературных кругах имя истинного автора пьес секретом не было.

Через два года во Франции публикуется книга без указания имени автора. Называется она «Гузла» («Гусли»). Это южнославянские баллады, переведённые на французский язык анонимным фольклористом. Их подлинность не вызвала никаких сомнений. В «Песни Западных славян» Пушкина вошло  одиннадцать переработок поэм из этой книги. Одну из баллад перевёл на родной язык Мицкевич. Между тем, у всех произведений был один автор. Им был Проспер Мериме. Но на этом мистификации закончились.

Портрет писателя

Драма и роман

В литературе Франции начинался расцвет исторического жанра. В 1828 году Мериме публикует драму на основе событий 1358 года. Действие «Жакерии» происходит во время крестьянского восстания, одного из самых кровавых во французской истории. Среди действующих лиц – ни одного идеального персонажа, что опять противоречило традиции классического театра. Временным итогом поисков своего пути в литературе стал роман «Хроника царствования Карла IX». Он и сейчас входит в число лучших исторических романов французской литературы. После этого Мериме стал избегать крупных форм.

Инспектор

Во Франции тех лет бурлила политическая жизнь. Проспер Мериме был приверженцем либерализма. Его оппозиционность режиму Реставрации дала свои плоды после революции июля 1830 года.

К тому времени он вернулся из полугодового путешествия в Испанию, где познакомился с будущей супругой Наполеона III Евгенией Монтихо. Они будут друзьями ещё долгие годы. А пока его ждёт успешная карьера чиновника. Он становится инспектором в Генеральной инспекции исторических памятников.

От романа к новелле

Творчество писателя развивалось своим чередом. С 1829 года началась публикация новелл, которые принесут ему всемирную известность. «Маттео Фальконе», «Двойная ошибка», «Венера Илльская», и многие другие.

Реальные люди в романтических обстоятельствах. Так переплелись юношеские пристрастия с жизненным опытом. Даже Кармен, при всей её демоничности, крутит сигары на табачной фабрике и чистит карманы у рыночных зевак.

С романтиками у Мериме сложные и противоречивые отношения. Он сам отдал дань этой моде, да и его новеллы на первый взгляд реалистичными не назовёшь. Показателен здесь его роман о Франции XVI века. Гражданские,  религиозные войны и Варфоломеевская ночь, как приговор религиозному фанатизму. Схожие мотивы и в  небольших произведениях Проспера Мериме. Только идейный пафос сместился в сторону буржуазии, как того слоя общества, который уже не способен породить цельных, бескорыстных людей. В новеллах Мериме более глубоко проникает во внутренний мир своих героев, зачастую делая нелицеприятные выводы.

Вид в молодости

Опальная новелла

В 1843 году писателя принимают в члены знаменитой Академии, а вскоре он входит в число «бессмертных». Но в это время выходит его новелла «Арсена Гийо». Разоблачая ханжество и лицемерие французской элиты, Мериме становится на некоторое время изгоем для высшего общества. Те, кто голосовал за него на выборах в Академию, открещиваются от автора скандального произведения. Но это была его последняя литературная удача.

Старый портрет писателя

Литературное молчание

При Наполеоне III его всё больше увлекает работа чиновником. Он много ездит по Франции, Турции, Испании, другим странам. Увлекается и Россией, её историей, культурой, переводит на французский Тургенева, Гоголя, Пушкина. Что касается собственного творчества, то за последние годы он написал только несколько новелл. В них он стремится развлечь читателя, увлекая его таинственностью происходящего.

Последние годы жизни знаменитого француза совпали с трагедией франко-прусской войны. Он предчувствовал поражение своей Родины. Так оно и случилось. Уже после поражения при Седане он уехал в Канн, где и умер в 1870 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить