Осенью 1871 года в первой в России Петербургской консерватории, приступил к работе профессор по классу композиции и оркестровки. Его пригласил лично директор заведения. Совсем молодой, 27-летний, уже известный автор, имеющий оригинальные сочинения для оркестра, и практически не имеющий музыкальной подготовки. Но такое вообразить не мог никто. Кстати, сегодня консерватория носит имя прославленного композитора.
Уроки для будущего композитора
Он родился 18 марта 1844 года в Тихвине, здесь и вырос. Семья, в которой появился Римский-Корсаков, была довольно далека от искусства. По семейной традиции мальчика готовили к флотской жизни, как его старший брат и дядя. Очень рано были выявлены музыкальные способности у ребенка.
Отец играл на фортепиано, а он в свои три года на своем детском барабане правильно попадал в ноты, играя с ним в такт. Но когда в шесть лет, для него наняли учителя музыки, чью роль поначалу выполняла соседка, потом гувернантка, потом ученица гувернантки, занятий он не любил. Нотную грамоту, конечно, осилил, но история музыки, композиторы и интересные факты из их жизни не трогали абсолютно. А вот мамино любительское пение слушал, дядино тоже, и монахов, поющих в Тихвинском монастыре.
И только в Петербурге, где он должен был поступить в Морской корпус, он имеет возможность брать уроки игры у настоящего профессионального музыканта, потому что, учась в этом заведении, он понял, что призвание его – музыка. Кадетский корпус он закончил. Судьба морского офицера, о которой он мечтал, ожидала его.
«Могучая кучка»
Но Петербург дарит ему встречи с истинным искусством. Здесь он узнал «Ивана Сусанина», здесь слушал «Руслана и Людмилу», здесь на него буквально обрушились симфонии Бетховена.
А его учитель, Ф.Канилле, понимая, сколь одарен его ученик, дал совет, который решил судьбу Николая, самому заняться сочинительством. Он же стал инициатором знакомства, которое стало значимым событием в жизни тогда еще будущего композитора, с Балакиревым и его кружком талантливых музыкантов, известным в истории как «Могучая кучка», где он нашел единомышленников, таких же как он музыкантов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.
Балакирев готовил молодых коллег к самостоятельной творческой деятельности по собственной методе. Он предлагал тему, за чем следовали обсуждения всеми участниками собрания, изучались музыкальные произведения именитых мастеров и постепенно все сложности, которые возникали при сочинительстве, разрешались.
И все же характер у Балакирева был настолько тяжелым, что в начале 90-х их общение прекратилось совершенно.
Композитор Римский-Корсаков
Благодаря нескольким своим сочинениям: «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китиже», операм «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», Николая Андреевича называли сказочником. Сказки были его любимой темой.
Он стал первым, кто мог передать настроение моря красками музыки. Его даже именовали музыкальным «маринистом».
И вообще, он имел цветной слух, иначе говоря, соотносил музыку с цветами. Самый наглядный пример – это ми мажор, который виделся ему синим. И все его произведения морской тематики в Ми мажоре. Им даже придумана собственная гамма, названная его именем.
События 1905 года оказали на Римского-Корсакова столь значительное влияние, что он покинул Петербургское отделение Императорского русского музыкального общества. Его поддержали коллеги-композиторы и вышли на забастовку учащихся консерватории. Профессора уволили, многих студентов исключили, даже запретили исполнять его произведения.
Но запреты нарушались повсеместно по стране, концерты проводились вопреки всем ограничениям. Поддерживая музыканта, его музыку зрители слушали стоя.
Его опера «Золотой петушок» стала косвенной причиной его смерти. На нее был наложен запрет, потому что в ней образ царя жестоко высмеивался. Когда известие об этом дошло до композитора, случился первый инфаркт. А второй в июне 1908 года стал смертельным. Через год опера уже шла в Москве.
Личная жизнь
Вскоре состоялось знакомство с очаровательной девушкой, бывшей к тому же талантливой пианисткой, Надеждой Николаевной Пургольд. Молодые люди встретились в доме у А.С. Даргомыжского. Совместная работа над оперой «Псковитянка» настолько их сблизила, что в 1872 году появилась новая семья. Это был счастливый брак, в котором было рождено семь детей. Лишь пятеро остались в живых, трое сыновей и две дочери. Отец лично занимался со своими детьми, несмотря на то, что был очень занят. Все они – достойные наследники таланта своего отца.
Его вдова была вынуждена покинуть их большую квартиру в Петербурге после революции. Она стала коммунальной. В ней одновременно могли проживать до десяти семей. Родственники Римского-Корсакова сохранили его вещи, нотную библиотеку и рукописи. Как только появилась возможность, в его квартире появился музей.
Год спустя после смерти композитора его вдова опубликовала очень интересные воспоминания Николая Андреевича под названием «Летопись моей музыкальной жизни».
Сила таланта этого великого композитора такова, что в его творениях нашли отражение красота и любовь, вера в тожество света и правды, мечта о лучшем будущем. Но его музыка могла быть гневной и обличительной, когда клеймила жестокость и деспотизм, ханжество и глупость.