Многие из православных соборов в России представлены самыми великолепными церквями. Они были построены во времена расцвета богатства и власти Российской империи, когда столичные церкви были также важны, как дворцы, и демонстрировали превосходство и отражение престижа правящих семей. Этими впечатляющими зданиями, своими творениями, были поражены величайшие архитекторы. Они не были стеснены в изобилии конструкций и украшений.
Собор святых Петра и Павла в середине Петропавловской крепости
Собор святых апостолов Петра и Павла относится к числу самых старых церковь в Санкт-Петербурге, он также относится к наиболее высоким зданиям в городе (после телевизионной башни). Он тесно связан как с историей города, так и с династией Романовых. В его пределах расположены погребения многих правительственных лидеров Российской федерации, начиная с Петра Великого.
Возведение собора Петра и Павла ознаменовало радикальный отход от традиционных православных церквей, строящихся в манере, присущей раннему стилю барокко. Его прямоугольная форма, колокольня, и ориентир иглы являются теми особенностями, которые позаимствованы из западноевропейских церквей протестантской направленности. Ощущается, в частности, влияние голландской архитектуры.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор был первоначально главным храмом города и самым большим собором. Хотя размер собора был не таким внушительным, как в случае отстроенной церкви Христа Спасителя, он богат на впечатляющее убранство.
Украшением фасадов стали скульптуры и массивные гранитные колонны (сформированные отдельными гранитными кусочками, имеющими красный оттенок), внутри он может похвастаться разнообразием икон, выполненных в подробной мозаичной технике, великолепием картин и малахитовых, лазуритовых колонн.
Церковь Спаса на Крови (Храм Воскресения Иисуса Христа)
Храм Воскресения Иисуса Христа, как известно, отмечает место, где Александр II был смертельно ранен. Дизайн выполнен в стиле русских церквей 16-го и 17-го веков. Церковь обеспечивает абсолютное сотрясение сознания смотрящих на неё персон контрастом её элементов в стиле барокко с классицизмом и модернистской архитектуры.
Эта церковь, построенная в «традиционном русском» стиле, в отличие от остальных, которые, по мнению приемника Александра, загрязняли Петербург влиянием Запада.
Крестины, ритуальные услуги, свадьбы и другие традиционные церковные службы не проводились в церкви на Крови, так как это не было в планах Александра III. Тем не менее, еженедельные панихиды (для Александра II) привлекли большое число прихожан.
Смольный собор
Смольный собор отличает от других красивых церквей в Санкт-Петербурге величественное местоположение на берегу реки Невы.
Он был спроектирован итальянским архитектором Бартоломео Растрелли, который прибыл в Россию маленьким мальчиком, которого привёз отец, приглашённый в страну Петром Великим.
Собор был частью комплекса, запланированного императрицей Елизаветой, который должен был в себя включить женский монастырь и новую, впоследствии наиболее известную, государственную школу для девочек. Строительство началось 30 октября 1748 года, в декабре того же года Елизавета умерла, и работа над монастырём была остановлена. Растрелли был освобожден от своих обязанностей в Смольном Екатериной Великой, и покинул Россию в октябре 1763.
Александро-Невская лавра
Александро-Невская лавра включает в себя захоронения, представленные могилами многих великих гениальных представителей русской культуры, в том числе Чайковского, Достоевского и Глинки.
Монастырь был основан в июле 1710 — спустя семь лет после основания Петербурга Петром Великим. Это было во время Северной войны между Россией и Швецией, так что его расположение имело символическое значение.
В 1724 году, новая церковь, спроектированная итальянским архитектором Доменико Трезини, была освящена. Она была названа в честь Александра Невского, который считается святым в Русском Православии, и чьи останки были доставлены туда из древнего города Владимира.
Храм, при помощи невероятного количества (полторы тонны) чистого серебра, был украшен символикой, отражающей знаменитую битву на льду на Чудском озере в 1242 году и других мест побед Александра.
Собор князя Владимира (Князь-Владимирский)
Собор князя Владимира (Князь-Владимирский) – это непревзойденный, блестящий пятиглавый храм, дизайн которого устраняет разрыв между эпохой позднего барокко и неоклассицизмом. Понадобилось более сорока лет, чтобы его построить.
Первый деревянный храм, Святого Николая, был построен на этом месте уже в 1708 году. Позднее был получен приказ императрицы Анны Иоанновны построить каменный собор. Он не был построен до 1766 года, периода царствования Екатерины Великой, которая начала работу над собором, наняв для создания эскизов Антонио Ринальди. Он был архитектором Мраморного и Гатчинского дворца.
Собор Святого Андрея Первозванного
Собор Святого апостола Андрея Первозванного, которого считал своим личным защитником Петр Великий, ставшим покровителем царской России и Военно-Морского Флота, является красивым, в стиле позднего барокко, розово-белым строением. Он расположен в особенно живописной части Васильевского острова.
В 1732 году, при правлении императрицы Анны Иоанновны, на этой территории был возведён одноэтажный деревянный храм, в который ударила молния в 1761 году, в результате чего он сгорел дотла. Александру Висту — архитектору здания Сената — было поручено разработать новый каменный собор, но после двух лет строительных работ, одна из арок, поддерживающих главный купол здания, рухнула, и Вист был уволен. Работа была поручена Алексею Иванову — профессору Академии художеств. Кафедральный собор является ярким шедевром позднего барокко, схожим по дизайну с Никольским морским собором. Он был освящен в 1781 году.