Джордж (Яков) Гершовиц (26.11.1898-11.07.1937) — известный американский композитор и пианист.
Был удостоен Пулитцеровской премии, впервые присужденную музыкальной постановке — одна из самых престижных мировых наград в музыке, литературе, театральном искусстве и журналистике.
Завораживающий звук саксофона в сочетании с оркестром — джазовая эпоха в Америке очаровала Якова с детства. Мальчик не упускал случая посетить, джазовые концерты, которые проходили в городе.
Детство, юность, творчество
- Родился 26 ноября в семье еврейских переселенцев в Бруклине. Отец, Моррис Гершвин, в США владел рестораном. Музыкальностью родители не отличались. У Гершвинов было 4 детей, и все были связаны с музыкой. Яков — второй сын. На протяжении жизни сотрудничал со старшим братом Айрой — поэт песенник. Джордж в детстве был неуравновешенным и неуправляемым хулиганом, мог стать гангстером, подворовывал и постоянно встревал в драки — никаких надежд не подавал.
- В 11 лет, когда старшему брату купили пианино и под впечатлением игры на скрипке одноклассника Макса Розенцвейга, Яков начал самостоятельно постигать азы игры на пианино. Спустя год родители наняли учителя для Джорджа.
- Чарльз Хамбитцер — первый учитель познакомил Якова с фортепианной классической музыкой, ранними работами Арнольда Шенберга и произведениями Равеля и Дебюсси.
- Незабываемое впечатление получил после прослушивания классической «Мелодии» А. Рубинштейна, обработанной в регтайм — танцевальная музыка, популярная в США в период с 1900 по 1918, напоминала марш — предшественница джаза.
- Образования в учебном заведении Гершвин не получил. До всего доходил сам. На своем творческом пути композитор никогда не переставал обучаться и совершенствовал навыки и методы. Завязал знакомства с известными деятелями искусства того времени, такими как, например, композитор и профессор Иосиф Моисеевич Шиллингер, который разработал математический алгоритм для сочинения музыки.
- В 14 лет устроился в «Тин Пэн Элли» на работу. Для посетителей Яков играл на пианино.
- 1914 г. — премьера первого произведения. Не увенчалась успехом, но привлекла внимание Зигмунда Ромберга, который использовал музыку Гершвина. Так Гершвин появился на Бродвее и дебютировал как композитор с песней «Swanee», которая впервые прозвучала в мюзикле «Синдбад».
- В 18 лет Джордж создал первую оперетту. Композитора привлекали новые направления. Написал песню «Когда вы захотите», которую замечательно исполнила Софи Такер.
- Когда Гершвину было 19 в его талант поверил Макс Дрейфус — глава Хармса. Еженедельно выплачивали автору вознаграждение.
- 1918 год — первый успех. Песня «В нем что-то есть» стала шлягером и переиздавалась еще 10 лет.
- Сочинил первую одноактную оперу в 1922 г. — «Голубой вагончик».
- Яков пишет для Бродвея (куплеты и мюзиклы).
- Пол Уайтман в 1924 г. предложил композитору сотрудничество. В этот период написана «Rhapsody in Blue» для фортепиано с оркестром. На премьере присутствовал сам Рахманинов. Успех был ошеломительный.
- В 1928 г. создает симфонию «Американец в Париже» после трехгодичного творческого турне по Европе. Грандиозным был успех в Лондоне, но сердце композитора Д. Гершвина рвалось в Париж. Джордж желал поскорее познакомиться с известным французским композитором Морисом Равелем, музыкой которого он всегда восхищался — она привлекала композитора необычайной и неповторимой гармонизацией. Париж впечатлил Джорджа не только музыкой, но и достопримечательностями. Волнующая и незабываемая атмосфера французской столицы отразилась в поэме композитора «Американец в Париже», где он объединил классику, джаз и фольклор. Успех был грандиозным. Мнения критиков разделились. Одни считали ее «приторной и вульгарной», другие — «радостной и притягательной».
- Сочинил «Second Rhapsody» в 1931 г.
- В 1932 году был удостоен Пулитцеровской премии за шоу «Of Thee I Sing».
- На основе реальных событий создана балладная пьеса «Porgy and Bess» (Порги и Бес) — опера амбициозная по роману Д. Хейуорда принесла Д. Гершвину всемирную славу. В работе над многоактной оперой от композитора потребовалось более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики — Гершвин обогатил давно устоявшийся жанр, использовал банджо и африканские барабаны. Он создал новый ни на что не похожий стиль. Премьера баллады состоялась в 1935 г. в Бостоне. «Порги и Бес» имела огромный успех и вошла в десятку лучших американских произведений всех времен. Нет в мире джазмена, который не знал бы «Колыбельную Клары».
- 1936 год — переехал в Голливуд и подружился с Арнольдом Шенбергом. Сочинил песни для 3‐х фильмов.
- Начались головные поли и головокружения. Многие полагали, что это следствие переутомления и игры в гольф, но в 1937 году врачи диагностировали онкологическое заболевание. В клинике «Седарс Синай» Якову удалили опухоль, но было уже поздно. Умер 11 июля.
Личная жизнь
- Увлекался боксом, игрой в мяч и коньками в юности. В зрелом возрасте — живописью и литературой.
- Страдал ровалами в памяти.
- Мужчина обаятельный — не отказывал себе в удовольствии приударить за дамой.
- Александра Бледных – первая любовь и любимая ученица.
- 10 лет состоял в неофициальном браке с Кей Свифт, с которой познакомились в 1925 году, когда была замужем за американским банкиром. Изначально муж Свифт не воспринимал серьезно похождения супруги и не давал ей развод. Развелся Свифт с Кей позже в 1936 году, но свадьба Гершвина и Свифт так и не состоялась — решили повременить.
- Влюбился в актрису Полетт Годдар — жену Чарли Чаплина. Трижды объяснился ей в любви и делал предложение руки и сердца, и трижды она отклонила предложение.
- В брак не вступил — не желал ограничиваться одной женщиной, когда вокруг такой большой выбор.
- «Рапсодия в блюзовых тонах» — фильм, посвящённый творчеству Джорджа, вышел в свет в 1945 г.
- в 1885 г. братья Гершвины получили «Золотую медаль Конгресса».
Творчество талантливого композитора и виртуозного пианиста отличалось эмоциональностью, изобретательностью и оригинальным мелодическим языком.
Произведения Джорджа Гершвина и по сей день исполняются в консерваториях мира. Слава не померкла и спустя целый век.
Гершвин излучает бесконечную энергию и свет — первый, кто объединил классические и популярные направления в музыке. Сумел понять богатства афроамериканской музыки негров и стал эталоном для джазовых музыкантов.