Кельнский собор – шедевр немецкой готики, самая посещаемая архитектурная достопримечательность мира и самый большой собор Германии. Был возведен на месте римского храма и романской базилики и пережил два этапа строительства, длившиеся более 6 веков. Легенда приписывает авторство проекта самому дьяволу. За алтарем собора хранится одна из важнейших христианских святынь – мощи волхвов, которые первыми поклонились младенцу Иисусу. Храм испытал варварство наполеоновских войск и чудом уцелел во Вторую Мировую войну. На поддержание храма ежегодно расходуется 10 миллионов евро. Большую часть оплачивает Общество поддержки собора, учрежденное в 1842 году.
Место силы
Первое культовое сооружение на месте собора появилось в 50 году: основавшие Кельн римляне построили здесь храм Меркурия Августа. В IV веке на территории храма появился христианский баптистерий, а в 870 году была освящена трехнефная базилика. В 1064 году в Кельн из Милана перенесли мощи трех волхвов. Нужно было где-то хранить священные реликвии и принимать паломников. В XIII веке назрела необходимость строительства нового большого собора. Богатый ганзейский Кельн мог себе это позволить. Фундамент заложили в 1248 году.
Распятие Геро
Двухметровое распятие Христа считается самой древней святыней, собор получил его в подарок от архиепископа Геро во второй половине X века.
Мощи волхвов
Главная святыня Кельна была захвачена Фридрихом Барбароссой во Втором итальянском походе. Мощи трех волхвов, первыми поклонившихся рожденному Христу, были доставлены из Милана и помещены в драгоценную Раку Трех Царей. Священный саркофаг хранится в заалтарной части.
Миланская Мадонна
В качестве трофея Фридриха Барбароссы Кельну досталась и деревянная чудотворная скульптура Девы Марии. Сгоревшую святыню в конце XIII века заменили новым изображением Миланской Мадонны.
Первый этап строительства (XIII век)
В XIII веке городские храмы традиционно строили в романском стиле. Зодчий Герхард фон Риле, вдохновленный собором в Амьене, спроектировал для Кельна лучший немецкий образец французской пламенеющей готики. Вряд ли тогда кто-то мог определить этот стиль как готический: название «готика» вошло в обиход в эпоху Ренессанса благодаря Джорджо Вазари, презрительно назвавшему средневековую архитектуру зодчеством готов.
Строительство было остановлено в середине XVI века. На смену Средним векам пришла эпоха Просвещения, готическая громада в центре Европы не соответствовала духу времени, да и денег требовала много. Достроили и освятили только алтарную часть. Но лучших времен пришлось ждать более трех столетий. Деревянный кран, брошенный строителями в 1560 году, простоял триста лет, стал местной достопримечательностью, был неоднократно запечатлен на живописных полотнах и пригодился на достройке собора в XIX веке.
Дьявол-архитектор
Кельнский собор – не единственный средневековый архитектурный объект, чье авторство приписывают дьяволу. Предания гласят, что при помощи Люцифера были сооружены и другие готические шедевры – Нотр Дам де Пари и аббатство Мон-сен-Мишель. В строительстве Кельнского собора активное участие принимал Святой Альберт (Альберт фон Больштедт) – известный философ и теолог, наставник Фомы Аквинского. Помимо богословия и науки, он изучал магию, алхимию и астрологию.
Предание гласит, что именно Альберт Кельнский призвал дьявола на помощь мастеру Герхарду. Дьявол не заставил себя долго ждать, явился к зодчему и в обмен на проект храма потребовал обычную плату. Жена архитектора обманула искусителя. Прокукарекав раньше петуха, она получила чертежи, спасла душу мужа и взамен пожертвовала своей. Обиженный дьявол принял жертву, но пообещал, что устроит конец света, как только собор достроят.
Второй этап строительства (XIX век)
После Наполеоновских войн Рейнская область отошла к Пруссии. В 1814 году в Дармштадте и Париже были случайно обнаружены чертежи мастера Герхарда. По счастливому стечению обстоятельств они попали в руки к придворному архитектору прусского двора. Партия сторонников достройки Кельнского собора в окружении тогдашнего кронпринца начала лоббировать свою идею. Фридрих Вильгельм IV, взошедший на прусский трон в 1840 году, принял решение продемонстрировать лояльность протестантской власти к католикам Рейнской области. В 1842 году брошенный деревянный кран снова заработал.
Достраивали собор 38 лет. Один миллиард евро в пересчете на нынешние деньги был потрачен только на возведение башен. Две трети необходимых средств собрали по лотерее, остальное добавила прусская казна.
Король и протестант Фридрих Вильгельм IV в готическом храме видел символ объединения немецких земель и не собирался отдавать его во владение кельнским архиепископам. Законодательные уловки помогли зарегистрировать в качестве собственника сам Кельнский собор. Достроенный храм открыли в октябре 1880 года.
Наполеоновские войны
Наполеоновские войска на оккупированных территориях действовали по законам военного времени. При французах кельнский архиепископ переехал в Ахен, собор превратился в приходскую церковь. Здание частично использовалось под фуражный склад и лазарет. Раненые австрийские солдаты сожгли почти всю мебель и резное деревянное убранство.
Авианалеты Второй Мировой
В годы Второй Мировой войны союзническая авиация сравняла Кельн с землей. Храм служил ориентиром для летчиков, это спасло его от разрушения.
Общество поддержки собора
Сегодня действует Общество поддержки собора, образованное в 1842 году. В нем состоит более 1000 человек. Ежегодно на поддержание и восстановление храма необходимо 10 миллионов евро, большую часть оплачивают благотворители.
Мировое наследие
Два года, с 2004 по 2006, собор состоял в списке всемирного наследия, находящегося в опасности. Время, повышенная влажность и чрезмерное загрязнение воздуха промышленными отходами отрицательно сказываются на состоянии сооружения. Постоянно идут поддерживающие и восстановительные работы. Если верить легенде об обманутом дьяволе, спроектировавшем Кельнский собор, только благодаря нескончаемым реставрациям обещанный конец света пока не наступил.
Другие факты
- Собор строили 632 года.
- Это самый большой готический храм Германии (высота 157 метров, длина 144 метра, ширина 86 метров).
- Одновременно храм способен вместить 20 тысяч человек.
- Соборный «Питер», самый большой работающий колокол в мире, весит 24 тонны.
- Второй колокол собора называется «Претиоза», весит 11 тонн и был отлит в середине XV века.
- На смотровую площадку ведет винтовая лестница из 509 ступеней.
- При авианалетах 1942-45 гг. собор выдержал 14 бомбовых ударов.
- Над драгоценной Ракой Трех Царей мастера трудились 10 лет.