Оскар Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года, но в возрасте 5 лет переехал в Гавр, где его отец работал бакалейщиком и поставщиком товаров на судна. Талант Моне впервые проявился в подростковом возрасте. Все началось с карикатур на выдающихся жителей Гавра. Видным горожанам понравились собственные шутливые портреты. Рисунки продавались в местном художественном салоне за 20 франков каждый.
В этом же салоне продавались картины местного художника Эжена Будена. Он был страстным любителем пленэра, что было необычно в те времена. Молодой человек также увлекся работой под открытым небом. Он стал писать на пленэре, потому что это придавало его произведениям чувство сиюминутности, кроме того, его интересовало естественное освещение.
Количество заказов увеличилось, и вскоре Моне стал зарабатывать столько денег, что ему пришла в голову идея стать настоящим художником-пейзажистом, таким которому хватит мастерства и таланта запечатлеть переливчатые, изменчивые виды вокруг.
Однако сначала необходимо было преодолеть серьезные трудности. Путь к успеху в мире искусства пролегал через выставку работ в знаменитом парижском салоне – самой престижной художественной выставке в мире. Все контролировалось академией живописи и культуры, основанной в 1795 году группой масонов. Чтобы попасть туда, нужно было сдать экзамен, который оценивали профессора академии. Эти же люди отбирали работы для парижского салона. Добившись успеха в салоне, художник по рекомендации академиков получал престижный государственный заказ. Выполнив несколько серьезных заказов, человек становился членом академии и получал право преподавать. Так повторялся изживший себя процесс. Против этого выступали импрессионисты. В Париже возникает множество художественных студий, цель которых – избавиться от салонного господства. В 1873 году они открыли свою альтернативную выставку.
«Впечатление. Восход солнца» 1873 г.
Картина изображает туманный рассвет в гавани. На фоне облаков в плотной дымке находится ярко-оранжевое солнце, лодки не имеют четких очертаний.
Зрители, однако не сумели понять ни технику исполнения, ни выбранную гамму цветов. Картину расценили не как революционную, а как нелепую. Зрители удивлялись, почему автор выставил незавершенную работу. Критик Луи Леруа употребил слово «импрессионисты» в уничижительном значении. Так неумышленно он дал название всему направлению. Ко времени восьмой выставки в 1886 году термин стал общепризнанным.
«Мост в Аржантее» 1874 г.
Картина «Мост в Аржантее» датируется 1974 годом. Она изображает один из пригородов Парижа, где Моне жил недолгое время. Жизнь в пригороде развивалась не только из-за дороговизны в городе, но и благодаря культуре того времени. Люди сбегали сюда от напряженности и городской суеты Парижа, чтобы развеяться. На этой картине понятно насколько это было увлекательное место. Моне рисовал на открытом воздухе, на пленэре. Это вершина развития импрессионизма. Художник не стремится показать конкретное судно. Цвет картины весьма насыщенный. Художник использует те цвета, которые сложно увидеть в академических пейзажах, они обычно приглушенные, смешанные. Здесь же цвета светлые, яркие и совпадают на переднем и заднем плане. Такой прием сглаживания выглядел достаточно радикально в 1870-х годах. Свободные, будто бы небрежные мазки кисти обнаруживают сходство картины с зарисовкой и придают ей некую незавершенность.
Вокзал Сен-Лазар 1877 г.
Моне жил в одном из пригородов Парижа Аржантее. Эта картина стала ярким отражением всего нового и современного, промышленности, но это было весьма радикально для того времени. Все привыкли к изображениям водных лилий и сельских пейзажей в работах Моне. Изображение работающего на угле паровоза было смелым. Однако и до того, как Моне поселился в Аржантее и рисовал пейзажи, он иногда изображал детали современной жизни.
Композиция картины не слишком отличается от пейзажей в традиционном стиле. Изображение чрезвычайно плоское, внимание концентрируется на поверхности и на краске. Локомотив въезжает на вокзал через огромные железчатые сооружения. Пар над ним обволакивает локомотив, эту железную маску, и в этом весь Моне, его желание сконцентрироваться на игре света и цвета.
Моне в отличие от художников-академистов не думает о создании определенного ракурса, линии перспективы, над преданием цельности предмету. У предметов нет четких очертаний, модели почти абстрактные.
«Прогулка к утесу в Пурвиле» 1882 г.
Действие происходит на морском курорте на северо-западе Франции. Две женщины прогуливаются на природе. Художник дает ощущение спонтанности, которое чувствуется в мазках кисти. Через изображение обрыва он передает настроение великолепного дня. Обрыв находится в глубокой тени, что создает острый контраст. Картина кажется спонтанной, но она была тщательно продумана и спланирована. Картина состоит из нескольких слоев краски. Моне наносит новые слои краски на еще невысохшие предыдущие.
Персонажи картины получают наслаждение от освежающей прогулки по утесам. Перед ними открывается живописный пейзаж: утесы, море, небо с уплывающими облаками. Эта картина показывает современный мир глазами человека, принадлежавшего к среднем слою, запечатлевшему отрезок свободного времени.
Цикл «Руанский собор» 1890-е гг.
Сооружение находится в часе еды к северу от Парижа. Моне написал 30 полотен с его изображением. В период с поздней зимы по раннюю весну в течении двух лет в 1892 и 1893 годах Моне снимал студию, расположенную прямо напротив собора и мог передавать различные эффекты света. Он рисовал сразу несколько картин и в каждой передавал разные моменты в зависимости от времени дня и освещения. Художник возвращался к начатым полотнам при новой погоде. По возвращению в Париж он заканчивал картины в своей мастерской. Они массивны, на них толстые слои краски, Моне писал их долго. Ему всегда было интересно ловить мгновение, но в этих произведениях это становится основной темой. Средневековый собор имел религиозное историческое значение. Его образу присущи массивность, прочность, но в варианте Моне это филигранные формы, отсутствует ощущение тяжелой трехмерности.