Вспоминая музыкальных гениев конца 18 века чаще всего называют Моцарта, Бетховена, и, только потом, их учителя — Йозефа Гайдна. Этот человек не отрицая своего простого происхождения пользовался уважением при величайших дворах Европы. В истории он часто остается в тени двух своих великих современников, но Моцарт обожал Гайдна, а Бетховен мечтал стать его учеником. Они двое перед ним преклонялись. Так кем же был Йозеф Гайдн?
Происхождение
Гайдн родился в марте 1732 года. Его отец работал колесным мастером, ремонтировал экипажи. Семья вела общинную жизнь, родители были ярые католики, церковь оказала большое влияние на становление Гайдна. До конца своей жизни он был искренне верующим человеком и находился в гармонии с самим собой.
Первый музыкальный опыт
Отец был грамотным и разбирался в музыке. В доме часто пели и все дети должны были участвовать в концертах, развивать певческие голоса. Когда отец пел, 5-летний Йозеф притворялся, что аккомпанирует ему, проводя палочкой по куску дерева и, представляя что это скрипка. В 6 лет его отправили Хайнбург, там он научился писать, читать и петь, а также освоил почти все духовые и струнные инструменты, выступал с хором на похоронах, свадьбах и придворных торжествах.
Нищий и всемогущий
Любовь к музыке, делает мелкими бытовые проблемы. Гайдн настолько любил музыку, что испытывал благодарность к учителю, хотя тот жестоко обращался с учениками, часто порол их. Условия проживания были суровые, дети часто недоедали. Певческий талант Гайдна заметил капельмейстер собора святого Стефана в Вене и предложил ему место в хоре, в столице. Жизнь хориста была не легка нищета, плохое питание, много работы.
В Вене он поселился на чердаке без печки. В отсутствии удобств он проводил время в уроках, обучении и выступлениях. Когда он садился к клавиру, то чувствовал себя всемогущим. В хоре он исполнял произведения композиторов позднего барокко. Музыкальное воспитание католической церкви и уровень образования повлияли на мироощущение Гайдна. Мы привыкли его считать отцом симфонии, но значительную часть он посвятил песнопениям. Вставать приходилось очень рано, но Гайдна волновало только то что музыки было много. Все деньги уходили на обучение скрипке и клависину. Гайдн от природы был любознательным и часть программы обучения, например композицию, ему приходилось изучать самостоятельно, наблюдая за другими композиторами.
Трудности подталкивают к композиторской деятельности
Он сообразил, что хороших певцов приглашают в богатые дома и приобщался там к хорошей музыке. К тому времени у него начал ломаться голос и этот случай ускорил его уход из собора св. Стефана. Восемь лет он влачил жалкое существование зарабатывая на жизнь обучением молодых людей игре на фортепиано. Ноты было не достать и ему приходилось писать собственные пьесы для обучения.
Даже в самых простых сонатах Гайдна есть искорка, которую он не утратил до самого конца жизни. Друг приютил его у себя и, он жил тем, что играл танцевальную музыку и серенады на улицах. Гайдн был свободным художником в городе, где обожали музыку и постепенно сам стал ее писать.
Первая серьезная работа и неудачный брак
Гайдн получил должность придворного скрипача и семейного преподавателя игры на фортепиано у венской графини. В высших кругах знати того времени было модно покровительствовать музыкантам и них шла конкурентная борьба. Вскоре Гайдн был назначен капельмейстером графа Карла фон Морцина.
Вскоре Гайдн познакомился с одной венской семьей и влюбился в младшую дочь, но родители были очень набожны и отдали ее в монастырь. Гайдн женился на старшей сестре, Марии-Анне Келлер. Жена не уважала его талант музыканта и композитора, и, даже использовала его рукописи в качестве основы для завивки волос. Детей у них не было.
Придворный директор оркестра, композитор и дипломат и просто обеспеченный человек
Успех пришел спустя долгое время, в основном из-за неагрессивного характера, низкого происхождения и недостатка образования. Вскоре после их свадьбы Гайдн лишился работы в связи с ухудшением финансового положения Карла фон Морцина, но его популярность росла. Гайдна пригласил князь Эстерхази во дворец Айзенштат в 50 км от Вены. В 1761 году князь решил создать оркестр, они искали лучшего директора.
Гайдну исполнилось 30 лет когда он получил эту должность. Он ходил в форме дома Эстерхайзи. Гайдн и его семья гордились службой при дворе. Он постоянно стремился угодить князю. Вдохновленный картинами концертного зала Эстерхази, сразу ему приходит идея создать симфонию о дне своей жизни утро, день и вечер, это 6,7, и 8 симфонии с длинными сольными партиями для всех инструментов оркестра. Они произвели большое впечатление на князя и на музыкантов. Гайдн был прирожденным дипломатом. У него было множество идей которые он хотел выразить в музыке, ощущается его жажда жизни и желание делиться с окружающими.
В его музыкальном мире мало боли, но присутствует серьезность и рассудительность. Гайдн стал больше зарабатывать и купил дом недалеко от дворца. Значительную часть гонорара он получал натурой. В его контракте указано сколько дров, сколько зерна и сколько свинины он может получить. В его комнатах было чисто, там царил порядок с юности предпочитал простой образ жизни, для него вопросом чести было всегда жить по средствам, он с юности старался зарабатывать, чтобы ни о чем не беспокоиться. Теперь у него был свой дом, по 3-4 блюда на обед, он хорошо одевался. Гайдн находился в своем доме мало времени. Чаще всего он работал и жил в одном из самых красивых дворцов Венгрии, там было 2 уникальных концертных зала в саду, личный музыкальный салон князя. Часто на концертах присутствовало не более трех человек — князь, его жена и кто-либо из высокопоставленных гостей. Позже концерт повторяли для всех желающих.
Музыка рожденная настроением, азарт сочинительства
Пика самобытности и совершенства Гайдн достиг, когда ему было под 40. Он часто садился импровизировать и, в зависимости от настроения, в этом процессе рождались разнообразные произведения. В азарте сочинительства он писал то что ему нравилось, а потом исправлял ошибки в соответствии с законами сочинительства. Часто он оставлял, отрывки, написанные не по правилам и, они были великолепны. Склонность к экспериментам, новаторству и веселью как восторг ребенка.
Композитор постоянно экспериментирует со своим воображением. Князь был доволен его работами. Гайдн доводил их до совершенства, был исследователем в музыке, играя с правилами, вот почему его музыка настолько притягательна. У него присутствует элемент неожиданности, паузы, остановки, изменения звучания и, все гадают, что же будет дальше. Это довольно смело для того времени, но он, как признанный мастер мог себе это позволить.
Музыкантам приходилось много путешествовать вместе с князем и когда музыканты устали. Гайдн написал симфонию, которая должна была намекнуть ему, что пора возвращаться домой. Музыканты в конце произведения по очереди покидали зал, что очень изумило князя.Он понял намек, и все вернулись в Айзенштадт. Для себя Гайдн писал небольшие фортепианные сонаты, которые отличаются эмоциональностью и утонченностью, ему просто нравилось наигрывать их себе.
Опера
В то время Гайдн уделял основное внимание опере он изучал произведения других авторов и написал 24 своих оперы. При дворе появился собственный оперный театр, которым руководил Гайдн. Под его руководством состоялось 120 оперных постановок. Благодаря тому, что в детстве он обучался пению, у него получалось сочинять прекрасные арии и, в то же время, простые для исполнения.
Гайдн умел сделать красочную оркестровку для текстов, которые исполнялись. В последние годы жизни Гайдн занимался преподаванием и общественной деятельностью, он взял в ученики Бетховена. Умер он в 77 лет в Вене, в окружении своих учеников.