Юлия Кима называют основоположником бардовской песни в СССР. Он действительно стоял у самых истоков этого нового веяния 60-х годов прошлого века. Кроме того, он поэт, сценарист, композитор и советский диссидент в прошлом. Его песни звучали и с экранов кинотеатров, и в концертных залах, и на тесных кухнях. Но настоящее имя автора долгое время было неизвестно широкой публике. В 2019 Юлию Киму 83 года. Пройдя трудный, но творчески плодотворный путь, он живет насыщенной жизнью, все так же проникновенно исполняет свои песни под гитару и декламирует стихи.
Жизненный путь
Юлий Черсанович Ким появился на свет 23 декабря 1936 года в Москве в интернациональной семье. Отец — Ким Чер Сан, кореец по происхождению был талантливым переводчиком с родного языка на русский. Мать — Нина Валентиновна Всесвятская, преподавала русский язык и литературу. Безоблачного детства в интеллигентной столичной семье у Юлия не случилось. Когда ему было 2 года, отца арестовали по обвинению в шпионаже и расстреляли. Мать была репрессирована и сослана. Мальчика отправили сначала к родне в Калужскую область, затем они с матерью перебрались в Туркмении, после ее возвращения из ссылки. Вернуться в родной город Юлий Ким смог только в 1954 году после смерти «вождя всех народов».
Начало творческой карьеры
В Москве он поступил учиться в Педагогический институт на историко-филологическое отделение. Отработав 4 года по распределению учителем истории и литературы в школе на Камчатке, снова вернулся в столицу. Именно тогда возникло его увлечение бардовской песней, популярность которой только зарождалась в СССР. Это поветрие в скором времени захватило прогрессивную интеллигенцию тех лет, а для Юлия Кима стало призванием и делом всей жизни. Первые же концерты, на которых он под гитару исполнял тексты собственного сочинения, принесли ему популярность и известность среди поклонников авторской песни.
Диссидентство
Тогда же, в 60-е, Юлий Ким начинает проявлять активный интерес к движению по защите прав человека. Его подпись фигурировала в многочисленных общественных правозащитных письмах, он принимал участие во множестве акциях против травли инакомыслящих, написал несколько «диссидентских» песен. Вскоре создал семью с опальной дочерью диссидента Петра Якира, внучкой репрессированного известного командарма Иона Якира. Такой образ жизни не мог пройти незамеченным для властей. В 1968 году под Пятого управления КГБ, Киму пришлось покинуть преподавательскую деятельность в школе.
Однако заниматься творчеством и искусством ему не запретили. Но все же он был вынужден взять творческий псевдоним Ю.Михайлов, подписывая им свои произведения до середины 80-х годов.
«Свободный художник»
Так началась его стезя «свободного художника». Юлий Ким на профессиональной основе сотрудничает с кино и театром в качестве композитора, автора песен и сценариста. В 1963 году его песни впервые прозвучали на экране в фильме «Улица Ньютона, дом 1». В 1968 Ким дебютировал для театральной сцены, создав вокальные партии к постановке «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира. В последующие годы своей творческой деятельности он создал тексты около 200 песен к 50 кинокартинам. Среди них такие известные и горячо любимые зрителями многих поколений, как «Бумбараш», «Про Красную шапочку», «Собачье сердце», «Двенадцать стульев», «Убить дракона», «После дождичка в четверг», «Человек с бульвара капуцинов», «Сватовство гусара» и многие другие. А музыку к таким, как сейчас принято говорить «мегахитам», как «Ходят кони», «Белеет мой парус», «Журавль по небу летит», «Нелепо, смешно, безрассудно, волшебно» сочинили популярные по тем временам композиторы Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников.
Мюзиклы
Кроме того, в багаже плодотворного талантливого автора есть песни к 40 спектаклям. И самый значительный среди них — мюзикл Notre-Dame de Paris. Ким не только перевел его на русский, но и написал к нему русскоязычную версию сценария. Также он стал создателем либретто к мюзиклам «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина».
Отмена псевдонима
В 1985 повеял наконец «ветер перемен». Перестройка, происходящая в стране, дала возможность Юлию Киму выйти наконец из тени своего псевдонима. Интересно, что поспособствовал этом не кто иной, как Булат Окуджава. Он написал небольшое эссе “Запоздалый комплимент”, посвятив его своему талантливому коллеге по бардовской песне. Автор начал повествование о Ю.Михайлове, но где-то в середине рассказа объявил настоящее имя того, кто скрывался за этой подписью.
Реальная слава
В том же 1985 году Юлий Ким сыграл главного героя в пьесе собственного сочинения. Она называлась «Ной и его сыновья». Этот год ознаменовался еще одной важной вехой в творческой биографии Кима: вышел в свет его альбом «Рыба-кит», который он уже смог подписать своим настоящим именем. С этого момента вымышленный Ю.Михайлов больше никогда не фигурировал под произведениями Кима.
Необычные факты биографии Юлия Кима
- В черных списках КГБ он проходил под кодовым именем «Гитарист».
- Является членом сразу двух Союзов: кинематографистов и писателей. А также состоит в профкоме драматургов.
- По материнской линии является потомком духовного сословия Всесвятских.
- Его племянник Марат Ким — известный дизайнер, который работал над фильмами «Одиссея», «Каменская», «Братья Карамазовы», «Волкодав из рода Серых Псов».
- Играть на гитаре его научила сестра матери. Сам он не имеет никакого музыкального образования.
- Последним сочинением на диссидентскую тему стала пьеса «Московские кухни», написанная в 1990 году.
- Самый полный сборник стихов опубликован в 2006 году издательством «Время».
- Своими самыми любимыми авторами называет Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Александра Галича и Сергея Никитина.
- Песню его авторства «Губы окаянные, думы потаенные…» однажды объявили по радио как «русскую народную».
- Считает себя прежде всего драматургом, а потом уже бардом.
- К фильмам «После дождичка в четверг» и «Раз, два — горе не беда!» написал не только слова песен, но и сценарии.
- Был лауреатом популярного теле-фестиваля «Песня года» благодаря своей песне из фильма «Про Красную шапочку».
- Написал стихи для песен под музыку П.Чайковского к мультфильму «Гадкий утенок» по сказке Г.Х. Андерсона.