Современная многомиллионная Москва и метрополитен – понятия неразделимые. Без подземного транспорта крупнейший мегаполис планеты попросту не сможет нормально функционировать.
Идея о запуске метро в Москве возникла еще в позапрошлом веке. Однако первый поезд Московского метрополитена был запущен лишь в феврале 1935 года. На сегодняшний день он состоит из 15 линий, насчитывает 230 станций и перевозит около 6,5 миллионов человек ежедневно. По длине эксплуатируемых линий Московское метро является первым в Европе и пятым в мире. Давайте узнаем как можно больше интересной информации об этой масштабной транспортной системе.
Все лучшее – для народа!
Строительство московской подземки проходило под знаком торжественности, помпезности и пышности. Такие станции как «Маяковская» или «Театральная» изначально задумывались как «дворцы для народа», они отличаются монументальностью и считаются подлинными архитектурными шедеврами.
Вместе с тем, работы по прокладке метрополитена шли со скрипом: сказывался острый дефицит и кадров, и техники. В конечном итоге советские власти были вынуждены обратиться за помощью к зарубежным партнерам. В 1934 году в Москву из Великобритании прибыл современный на то время проходческий щит, и работа значительно ускорилась.
От талонов – до бесконтактных карт
В довоенное время москвичи и гости города попадали в метро по специальным талонам, срок действия которых ограничивался 35-ю минутами. В конце 50-х годов здесь появились первые турникеты. Жетоны для проезда были введены в 1992 году. Вначале они были пластиковыми, а затем – железными. Сегодня в столичной подземке пользуются бесконтактными картами. Любопытно, что вышедшие из употребления жетоны метро теперь используются в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
Самая роскошная станция
Таковой, вне всякого сомнения, является станция «Комсомольская» (Кольцевая линия). Во время проектирования она служила символическими воротами города, а потому должна была поражать всех гостей столицы своей небывалой роскошью. Так, при оформлении свода станции было создано восемь великолепных мозаичных панно, выложенных из драгоценных и полудрагоценных камней.
Самая длинная станция
Одна из самых уникальных в Московском метрополитене – станция «Воробьевы горы», расположенная на мосту над Москвой-рекой. Причем, один вестибюль станции находится на правом берегу реки, а другой – на левом. «Воробьевы горы» – это самая длинная станция московской подземки. Общая ее протяженность составляет 284 метра.
Самый короткий интервал движения
Только в Москве в час-пик интервал движения вагонов метро сокращается до 1,5 минут. И этот рекорд еще не превзошла ни одна из систем метро в мире! Такой интервал более чем оправдан: если один из вагонов задержится хотя бы на полминуты, львиная доля пассажиров попросту не сможет в него втиснуться.
Московская подземка в годы Второй Мировой
В Великую Отечественную войну тоннели и станции Московского метрополитена успешно использовались в качестве бомбоубежищ. Во время атак нацистской авиации здесь размещалось около полумиллиона человек. Вскоре на станциях подземки заработали магазины и парикмахерские.
Удивительно, но даже в годы войны Московский метрополитен продолжал строиться. Так, в период с 1941 по 1945 годы было проложено 13 километров путей и открыто семь новых станций.
В новое тысячелетие – за пределы Москвы!
В начале 2000-х московская подземка впервые вышла за пределы МКАД, когда была запущена станция «Бульвар Дмитрия Донского». С открытием станции «Мякинино» в 2009 году Московский метрополитен преодолел границы города Москвы и начал осваивать просторы Подмосковья.
О привидениях и монстрах
Метро всегда было окутано ореолом некой мистичности. И московская подземка – не исключение. В интернете можно найти уйму историй и «страшилок» о призраках, гигантских крысах и зловещих голосах, наполняющих тоннели столичного метрополитена по ночам. Некоторые из них дополнены фотоснимками или видеозаписями сомнительного качества. Верить или не верить этим историям – это уже дело сугубо личное.
Московская подземка в кинематографе
Московский метрополитен довольно часто появляется в кино. Достаточно вспомнить хотя бы пятую часть знаменитой серии фильмов «Обитель зла». Различные станции «засветились» и в ряде известных советских кинолент. Самые яркие примеры таких фильмов:
- «Я шагаю по Москве» (станции метро «Университет», «Студенческая»).
- «Цирк» («Охотный ряд»).
- «Сверстницы» («Сокол», «Павелецкая», «Кропоткинская»).
- «Опасный возраст» («Маяковская», «Московские ворота»).
- «Летят журавли» («Александровский сад»).
В общем и целом, самыми привлекательными для киношников являются две станции – «Маяковская» и «Площадь Революции».
Метрополитен и собаки
Московские ученые подсчитали, что в столичной подземке живет около пяти сотен бездомных собак. Здесь они находят еду и спасаются от суровых зимних морозов. При этом четвероногие обитатели подземки прекрасно ориентируются в достаточно сложной системе линий и пересадочных станций.
Досадная ошибка на «Киевской»
Станцию «Киевская» украшают несколько фресок. На одной из них изображена девушка-украинка с книгой, на обложке которой указано имя автора – «І. Сталін». В 50-х годах эту надпись затерли в рамках борьбы с культом личности, а в 2015-м – решили восстановить. Вот только реставраторы не учли, что имя «Иосиф», согласно правилам украинского языка, правильно пишется как «Йосип», а не «Іосип». Ошибка, хоть и незначительная, но всё же ошибка.
Уникальная и бесценная мозаика на «Новокузнецкой»
Мозаика, которая украшает потолок станции «Новокузнецкая», имеет огромную историческую ценность. Ведь она была собрана в блокадном Ленинграде в тяжелых условиях мастером Владимиром Фроловым. По окончанию этой работы сам художник умер от физического истощения.
Другие интересные факты о Московском метро и его станциях
- «Наш метро – лучший в мире!» – если вы увидите на старых советских лозунгах подобную надпись, не удивляйтесь – это вовсе не безграмотность. Дело в том, что изначально слово «метро» в русском языке было именно мужского рода.
- Названия станций московской подземки объявляются мужским голосом – если поезд идет по направлению к центру города, и женским – если он движется от центра к периферии.
- Раньше на станциях Московского метрополитена были урны. В середине 90-х их убрали в рамках борьбы с терроризмом.
- Серпуховско-Тимирязевская ветка метро обладает одной уникальной особенностью: она пересекает все остальные ветки московской подземки.
- В 40-х годах на станции «Динамо» по ночам работала секретная физическая лаборатория. Именно здесь было открыто спонтанное деление ядер урана.
- Самой тихой станцией столичного метрополитена считается «Пражская». Весь секрет – в плитке, которой облицованы стены. В ней содержатся многочисленные поры, которые поглощают звук.
- Станцию «Площадь Революции» украшают 76 бронзовых скульптур работы известного мастера Матвея Манизера. Считается, что если потереть определенные части у этих скульптур, то сбудется сокровенное желание. Так, у собак пограничников до блеска натерты носы, у красноармейца – граната, а у студентки – туфелька.
- Если вы что-то потеряете или забудете в Московском метро – отправляйтесь на станцию «Котельники». Именно здесь находится склад утерянных вещей. Пропажи хранятся в нем в течение шести месяцев.