mm22

Микалоюс Константинас Чюрленис больше чем поэт, композитор, писатель, философ. Он гений, комок нервов, энергии и противоречий, смотревший на мир глазами ребенка, о котором, к сожалению, слишком мало информации. Он сгорел в пламени безумия, как мотыльки в свете свечи на одной из картин М.К.Чюрлениса «Истина».

У Константинаса было 8 младших братьев и сестер. Небогатая немецко-литовская семья жила в Литве в городке среди живописной природы, к образу которой Чюрленис часто возвращался в творчестве.

Микалоюс Константинас Чюрленис

Повелитель «царя инструментов» — органа

Юный Чюрленис виртуозно играл на «царе инструментов» — органе. В руках талантливого юноши орган звучал настолько грандиозно и проникновенно, что приводил в дрожь окружающих, рождая сильные переживания.

Освоение органа, одного из самых сложных инструментов с тысячами трубочек, требует от ума феноменальных навыков и особого нервного устройства. По сей день Чюрлениса включают в плеяду знаменитых органистов, наряду с Бахом, Моцартом, Брамсом.

Выразительная органная музыка способствует раздумьям о Вселенной и Боге, затрагивая глубинные струны человеческой души. Именно эти монументальные темы прошли лейтмотивом сквозь все творчество Чюрлениса.

Микалоюс Константинас Чюрленис в молодости

Протеже князя М.Огинского

Внук знаменитого Михаила Клеофаса Огинского, польско-белорусский аристократ Михаил Огинский, в восхищении прослушал произведения для органа, созданные маленьким Чюрленисом. Идеальная музыкальная память мальчика поразила потомка музыкального рода.

Князь Огинский взял Чюрлениса в свою школу для одаренных детей на полное обеспечение, и вскоре Константинас стал одним из лучших учеников, а позже оркестрантом. Константинас поступил и закончил Варшавскую консерваторию также при поддержке Огинского.

Отказался от должности ректора консерватории

Композитор отказался от места ректора Люблинской консерватории. Все бы ничего, но Чюрленису было лишь 25 лет, когда он отверг перспективное карьерное предложение!

Учился у Карла Райнеке

Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию в 1901 году. Педагогом Константинаса был знаменитый немецкий композитор и дирижер Карл Райнеке. Но общий язык выдающийся, но консервативный учитель и самобытный ученик, опаленный идеями космоса и смерти, так и не нашли.

Рисовал музыку, играл картины

Однажды, играя за фортепьяно, музыкант четко увидел, что его музыка имеет конкретные цвета и образы. В тот же день он купил краски и холст, начав рисовать. Он стал пытаться изображать музыку и играть живопись, он видел звуки, раскладывал по нотам звезды. Этот синтез давал светящиеся и звучащие произведения, его полотна носили музыкальные названия: «Соната», «Анданте», «Аллегро».

В 28 лет написал «Симфонию похорон», чем поверг в шок окружающих. Постепенно отойдя от музыки, ушел в мир изобразительного искусства. В этот период Микалоюс понял, что существуют лишь два важных события: рождение и конец. Многие работы посвящены смерти и ритму красок.

Отказался от должности профессора консерватории

Очередной отказ от лестной возможности. Чюрленис сказал «Нет!» на предложение занять место профессора Варшавской консерватории, решив, что его призвание — творить, а любая должность будет убивать энергетические порывы.

В этот период интерес к космогонии, астрономии разгорался, что сказалось на творчестве литовца и отразилось на его личности в целом. Зачастую Константинас был мрачным и замкнутым, пребывая в раздумиях.

В Варшаве встретил польско-белорусского художника Казимира Стабровского, обратившего внимание на юношу. Стабровский был знаком с варшавской интеллектуальной элитой, он был знаковой и весомой фигурой в столице. Чюрленис поступил в варшавскую художественную школу Казимира Стабровского, став одним из лучших.

Портрет Чюрлёниса

Невеста вышла за лучшего друга

В Варшаве Константинас познал первую любовь. Но отец возлюбленной отказал молодому человеку в руке своей дочери Марии. Чюрленис, в свою очередь, отказал возлюбленной в просьбе бежать и тайно обвенчаться. Мария вышла замуж за лучшего друга Константинаса.

Сын церковного музыканта выбрал пантеизм

Впечатлительный и восприимчивый Чюрленис оставляет музыку и читает Достоевского, По, Гоффмана. Изучает мироотрицающую философию Шопенгауэра и Ницше. Но, не найдя ответы на вопросы, приходит к индуизму, пантеизму, где главным является мысль о том, что Бог расщеплен, бесконечно распределен в мириадах атомов, звезд, растений.

Это учение оказало значительное влияние на Чюрлениса и увело от линейного жизненного пути.

Обморозил руки из-за бедности

Деньги живописец презирал, был готов голодать, только бы не покидать свои вселенные грез, однако, требовались средства для семейной жизни: супруга Константинаса София ждала первенца.

Гений пребывал в крайней бедности, но презирал торговлю и дарил картины понравившимся людям. Во время выставок намеренно устанавливал на свои работы заоблачные цены, чтобы никто не смог их купить. Однажды Константинас обморозил руки, поскольку бедность не позволяла купить перчатки.

Гипнотизер

Чюрленис владел гипнотическими способностями. Современники отмечали, что Константинас обладает мощной энергетикой и способен влиять на людей. Сам художник знал о своих возможностях и старался не экспериментировать с гипнозом.

Интересно, что многие созерцатели творчества литовского самородка ощущают странное действие картин, погружающих в состояние оцепенения.

С другом

Пациент В. Бехтерева

Биографы отмечают, что у Чюрлениса могло быть наследственное биполярное расстройство. Известно, что однажды его отец надолго покинул семью, отправившись в бесцельные скитания по Руси. Жизненный уклад, равнодушие к неустроенности самого Константинаса характерны для страдающих маниакально-депрессивным психозом.

В Петербурге Константинас жил в одиночестве, изо всех сил пытаясь добиться признания. Мысли о беременной супруге, непонимание среди современников, интенсивная работа, нищета подкосили ментальное здоровье художника.

Выдающийся психиатр Владимир Бехтерев, осмотрев Константинаса, сделал вывод о состоянии, граничащим с безумием, вызванном переутомлением и перенапряжением, осторожно предложил перевезти творца в спокойное умиротворенное место, то есть, в психбольницу.

Босиком из психбольницы

Чюрленис предпринял побег из больницы для душевно больных, пытаясь босиком в глухом холодном лесу найти дорогу к свободе. Во время блужданий он сильно простыл, что повлекло воспаление легких, кровоизлияние в мозг и смерть. «..Я как вольная птица без крыльев..», — писал он сам о себе.

Эдвард Мунк — последователь «космоса» Чюрлениса

Маэстро создал язык живописи, который искусствоведы называют «космос Чюрлениса». Необъятные космические просторы, заключенные в рамку картины, насыщены символикой и пронизаны игрой света и тени.

Космос Чюрлениса вдохновил целую плеяду художников, среди которых Эдвард Мунк, Оделон Ридон, Кандинский, Малевич.

В начале 1970-ых Чюрленис был горячо любим и популярен среди прогрессивного московского студенчества. Репродукции полотен передавались из рук в руки, рождая среди молодежи дискуссии об уникальной живописи и духовном масштабе Константинаса.

Скалы Чюрляниса на земле Франца Иосифа

На далекой северной земле Франца Иосифа есть суровое неприступное скалистое место, покрытое ледником, носящее имя Чюрлениса. Там соединяются воздух, небо и вода, также как на полотне «Покой».

«Покой»

«Покой»

Другие факты из жизни М.К.Чюрлениса

  • Юный Константинас ловил карпов в пруду князя Огинского, а сам меценат был пациентом друга семьи Чюрленисов.
  • Основал камерную литовскую музыку.
  • Создал декорации для первой литовской национальной оперы «Блиндо».
  • Подписывал свои работы аббревиатурой «МКЧ».
  • Несмотря на литовское происхождение, плохо владел родным языком.
  • Писал он, в основном, темперой. Поэтому сохранить его работы очень трудно, так как темпера не любит яркий свет.
  • Больше всего мастер ненавидел вопрос о смысле созданных им произведений.
  • Весь мир Константинас воспринимал как живой организм, как симфонию, где нотами были люди.

Один из известнейших художников Литвы прожил 35 лет, 6 из них посвятил живописи, создав более 300 картин, около 400 музыкальных произведений. Но бесконечные потусторонние миры Чюрлениса сосчитать невозможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить