Гу̀ссерль Эдмунд Густав Альбрехт – полное имя немецкого философа, родившегося в 1859 году в Проснице, Моравии и скончавшийся в 1938 году во Фрайбурге, Германии. Гуссерль является основоположником философской школы феноменологии.
В университетах занимался исследованиями в сфере математики, физики и астрономии в Вене, Берлине и Лейпциге. С 1886 года принял лютеранство. Пережил воздействие средневековых мыслей схоластики и неокантианства. До 1929 года являлся профессором в таких городах, как Галла, Гёттинген и Фрейбург.
Заключительные года своей жизни Гуссерль испытывал подавленность в связи с завоеванием правительства нацистами. Омрачал жизнь философа и тот факт, что главный преемник Мартин Хайдеггер примкнул к Гитлеру и последовал его идее.
В скором времени, после кончины Гуссерля его рукописи (42 тыс. листов) и библиотеку получилось перенести в Лувен. В настоящее время в этом городе находится архив Эдмунда Гуссерля. 8 томов «Гуссерлианы» в период оккупации Бельгии смогли расшифровать группа еврейских учёных, а через время подготовить их к публикации.
Всю жизнь философ старался обратить философию в строгую самостоятельную науку, изучающую предпосылки концепции постижения и формальной логики с помощью интенсивного вторжения рассудку в единую суть явлений внешнего мира и анализа способностей трансцедентальной взаимосвязи между внешним миром и внутренними психическими процессами. Впоследствии феноменология Гуссерля стала одним из самых значимых ключей экзистенциализма.
Стремление к наукам
Гуссерль обучался с начала в Берлинском, а затем в Венском университетах, вёл активную подготовку, чтобы стать математиком, но, однажды попав в класс философа и психолога Ф.Брентано, осознал свою суть.
Взаимодействие с Брентано, а потом и со Штупмфом, двумя психологами, было главной стимуляцией к изучению мыслительных процессов. Эдмунд обязан Брентано важным определением интенции (ориентированности рассудка).
Первая книга – первые трудности
Философ считал, что основную проблему он сумел установить в своей первой книге под названием «Философия арифметики», изданную в 1891 году. В данной работе Гуссерль соединил два ключевых направления, свойственных ему – математику и формальную логику.
Однако, возникшие трудности вынудили философа совершить единое изучение структуры и своеобразной деятельности «осознанного опыта». В заключительной части книги он оценивал моментальное «схватывание» и сопоставлял его на примере шеренги солдат и стаи птиц.
Логические исследования
Самой известной работой Эдмунда Гуссерля считается «Логические исследования». Книга была издана в 1901 году. Гуссерль называл её своеобразной расчисткой дороги к феноменологии.
Первый том включает в себя уверенную оценку периода идеи психологизма или мнения, в соответствии с которым основные определения логики формируются в определениях психологии.
В заключающей главе показана идеология внешней логики, освобождённой от психологии. Философ был убеждён в бессмысленности отнесения области чистой логики или внешнего мышления к другой науке.
Второй том включают 6 исследований значимости опыта. Заинтересованность к свойственным конфигурациям привела философа к исследованию категориальной интуиции.
Идеи феноменологии
В 1907 году Эдмунд Гуссерль посвятил себя лекциям об идее феноменологии. Они были подготовлены и опубликованы уже после смерти философа.
Главной мыслью была трансформация к новейшему идеализму. Данной миссии помогал представленный Эдмундом способ феноменологической редукции. Методичный отказ от различных высказываний и верований считается важным заблаговременным шажком в процедуре отделения степени восприятия и пребывания абсолютной причинности философии. Именно в этот период философ пришёл к выводу, что феноменология — это сущность и сущностные связи.
Отношение к натурализму
В трудах Гуссерля ясно показано его сопротивление натурализму. Это хорошо прослеживается в его очерке «Философия как строгая наука», изданная в 1911 году.
Это противоборство было одним из более эффективных мотивов. Описательная дисциплина об эксперименте, которая рассматривалась исключительно рефлективно, обязана была отдать философии радикальное основание, освобождённое от любых предпосылок.
Ежегодник
В 1912 году Гуссерль стал главным редактором «Ежегодника философии и феноменологических исследований», созданного в том же году. Выпускался журнал вплоть до 1930 года, в структуру редколлегии были ключены О.Беккер, М.Хайдеггер, А.Пфендер, А.Райнах.
В третьем выпуске журнала Гуссерль принимает решение напечатать свою первую книгу «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии».
Последователи Гуссерля
Многочисленные прежние студенты Гуссерля расширяли феноменологию в разных направленностях. К примеру, М.Шелер ощущал заинтересованность в вере и создавал свою собственную теорию феноменологии.
А М.Хайдеггер, один из основоположников экзистенциализма, вначале был истинным приверженцем мысли Гуссерля, а затем сменив свой вектор мысли и сделал фундаментальный разбор феноменологии. Впоследствии Гуссерль дал жесткую рецензию концепции бывшего ученика.
Поздняя философия
В своей поздней философии Эдмунд потерял множество одарённых последователей, которые не желали принимать его чистый идеализм. Но это практически никак не повлияло на самого Гуссерля. Он не потерял ни грамма энтузиазма и трудоспособности.
Часто он саркастически именовал себя «истинным начинателем», который надеется быть удостоенным стать философом.
После этой потери Гуссерль отыскал в себе силы дать ответы на множественные предъявления в солипсизме.
Не менее интересные факты
- Пиком популярности идей феноменологии Гуссерля считаются 1920-1925 года. Переиздаются ранее написанные работы, в быстром темпе появляются новые, углубляющие концепцию.
- В 1927 году Гуссерль вместе с Хайдеггером начал работу над заметкой о феноменологии для Английской энциклопедии.
- В 1931 году вышли в свет «Картезианские размышления» во Франции. В германии данную книгу не издавали. В ней Гуссерль выразил новые идеи феноменологии, её редукции и чистого Я.
- Эдмунд был выбран журналистом Академии нравственных и общественно-политических наук Института Франции.
- Уже после внедрения нацистов в правительство, философ был уволен с работы, как еврей, в соответствии с аграрным законом Бадена.
- Гуссерль постоянно обращает внимание на философию, потому что лишь она, по его мнению, способна возобновить растерянную взаимосвязь с глубокими людскими заботами.
- Дети Эдмунда находились на территории США, когда отец предпочел кончину в своей родной стране.
- На данный момент на русский язык переведены 21 объёмных работы Эдмунда Гуссерля.