Панамский канал является, пожалуй, одним из самых замечательных технологических подвигов человечества. Его огромный размер рассказывает прекрасную историю о людской выносливости и решимости.
Международный водный путь протяженностью 77 км, известный как Панамский канал, позволяет судам путешествовать между Атлантическим и Тихим океаном, экономя 12 875 км на рейсах в южную часть Америки.
Важные факты о Панамском канале, которые должен знать каждый
- Кто построил Панамский канал? Всем известно, что Панамский канал был построен Соединенными Штатами Америки, но очень немногие знают, что на самом деле работы были начаты французами. Именно Фердинанд де Лессепс, французский дипломат, впервые начал работу еще в 1881 году. Работу пришлось прекратить в 1894 году, потому что желтая лихорадка и малярия унесли жизни примерно 22 000 рабочих. А сам Фердинанд де Лессепс к этому времени обанкротился, из-за того, что на строительство было потрачено почти 287 миллионов долларов США. Оставшаяся работа была сделана американцами в 1904 году после того, как Америка помогла Панаме покинуть государство Великая Колумбия. Под умелым руководством г-на Джона Фрэнка Стивенса, а затем майора Джорджа Вашингтона Геталса (в качестве главного инженера), руководство США смогло завершить работу за 10 лет. Это произошло к 15 августу 1914 года, за два года до 1916 года, когда Панамский канал был официально открыт.
- Какой корабль первым пересек Панамский канал? Согласно имеющимся данным, первым кораблем, который пересек Панамский канал, был “SS Ancon”. Это был грузовой и пассажирский корабль под американским флагом, принадлежащий компании “Boston Steam Ship Company”. Она сыграла очень важную роль в строительстве канала, потому что перевозила рабочих, строительные материалы (особенно огромное количество цемента из Нью-Йорка) в Панаму для строительства канала.
- Сколько времени можно сэкономить, пересекая Панамский канал? Панамский канал был впервые задуман Императором Священной Римской империи Карлом V и королем Испании в 1534 году. Они были убеждены, что канал через Панамский перешеек значительно уменьшит расстояние между Испанией и Перу, что даст им военное преимущество перед португальцами. Панамский канал сократил расстояние от Атлантики до Тихого океана (и наоборот) на огромные 8000 морских миль (приблизительно). Если плыть по обычному маршруту со средней скоростью, это займет целых 22 дня! А пересечение Панамского канала занимает всего 8-10 часов. Панамский канал не только экономит деньги и время для владельцев и операторов судов, но и помогает значительно уменьшить огромные выбросы CO2, тем самым помогая судоходной отрасли сократить выбросы углекислого газа.
- Отношения США с Панамой. Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с Панамой в 1903 году после провозглашения независимости от Колумбии. В том же году в рамках Договора Хей-Бунау-Варилья Панама предоставила Соединенным Штатам права на зону, охватывающую всю страну, для строительства, управления, укрепления и защиты межокеанского канала. Панамский канал открылся в 1914 году. В 1977 году Соединенные Штаты и Панама подписали Договор Картера-Торрихоса, в которых были изложены основные руководящие принципы для канала до 1999 года и обеспечен его сохраняющийся нейтралитет. Этот Договор вступил в силу в 1979 году, и 31 декабря 1999 года Панама получила полную юрисдикцию и оперативный контроль над каналом.
- Стратегия США. Изменения в правительстве Панамы и напряженность вокруг канала несколько раз в течение 20-го века приводили к прерыванию дипломатических отношений. В 1987-1989 годах отношения резко ухудшились под властью Мануэля Норьеги. Во время операции «Справедливое дело» в 1989 году американские войска вошли в Панаму и захватили Норьегу, который не уступил власть после выборов. После восстановления демократии панамцы избрали пять президентов от трех политических партий на свободных и справедливых выборах.
- Двусторонние экономические отношения. Расположение и роль Панамы в мировой торговле делают ее успех жизненно важным для процветания США и национальной безопасности. Центральное расположение Панамы вдоль основных сухопутных и морских транзитных маршрутов делает ее важным партнером в борьбе с незаконной продажей наркотиков. Хотя темпы экономического роста в Панаме являются одними из самых высоких в полушарии, перед страной стоит задача сделать этот рост более инклюзивным.
Страна также сталкивается с дополнительным давлением для большей прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, поскольку она обеспечивает соблюдение недавнего законодательства по борьбе с отмыванием денег. Усиливающееся давление со стороны незаконного оборота наркотиков и организованной преступной деятельности, включая деятельность контрабандистов мигрантов, способствует возникновению проблем с безопасностью, которые угрожают подорвать устойчивое положение Панамы, стабильность её демократических институтов и экономического процветания. Благодаря общей истории, культурные связи между двумя странами крепки и по сей день.
Сено-Бунау-Варильский договор (1903 г.)
- Договор Хей-Бунау-Варилья, от 18 ноября 1903 года — это соглашение между Соединенными Штатами и Панамой, которое предоставляло эксклюзивные права на владение каналом в Панамском перешейке США в обмен на финансовое возмещение и гарантии защиты для вновь созданной республики. Соединенные Штаты предложили аналогичные условия Колумбии, которая тогда контролировала Панаму, в договоре Хэя-Эррана (22 января 1903 г.), но правительство Колумбии отклонило их, так как расценивало это как посягательство на свой национальный суверенитет и считало компенсацию недостаточной.
- С молчаливого одобрения правительства США и дружественного присутствия ВМС США в близлежащих водах, Панама провозгласила свою независимость от Колумбии 3 ноября, после чего де-факто была признана США три дня спустя. 18-го числа, Филипп Бунау-Варилья, представляющий Панаму, встретился с государственным секретарем Джоном М.Сено в Вашингтоне, округ Колумбия, чтобы договориться о соглашении, которое дало Соединенным Штатам водную полосу шириной 16 км через перешеек для строительства канала.
- Соединенным Штатам было также разрешено управлять и укреплять эту зону. Взамен Панаме была гарантирована ее независимость, и она получила 10 000 000 долларов США и годовой взнос в размере 250 000 долларов США. Договор был ратифицирован обеими странами в 1904 году, а строительство Панамского канала было завершено в 1914.
Вывод
С самого начала периодически возникали споры по поводу толкования договора и обвинений США в дискриминации панамцев. В 1978 году были заключены два новых договора, детализирующих шаги, с помощью которых Соединенные Штаты предоставят Панаме полный контроль над этой зоной и каналом в 2000 году.