renes2

Эпоха Возрождения или же Ренессанс окончил Средневековье и дал дорогу Веку Просвещения. Этот период человеческой истории интересен со всех своих сторон, так как в эту пору человек поставил себе за цель развиваться и развивать всесторонне, в самом широком значении этих слов. В эпоху Возрождения творили великие художники, писатели, драматурги, философы и учёные. Немало интересного было в период Ренессанса, о чём стоит рассказать.

Ренессанс

Происхождение термина «Ренессанс»

Слово Ренессанс имеет латинские, итальянские и французские корни — Renasci, Rinascimento и Renaissance соответственно. Как можно видеть современное название эпохи пошло от французского именования, хотя в саму эпоху Возрождения её называли на итальянский манер. При этом интересно то что порой художники и литераторы по-разному понимали значение своей эпохи. Так, художник Джорджо Вазари считал Возрождение в первую очередь, как новые веяния в искусстве, основанные на широком художественном порыве, в то время как писатель Петрарка считал основу Возрождения в черпании опыта Античности.

Картина Ренессанса

Истоки Возрождения

Начало Ренессанса связывают с активным распространением античной литературы, образцов искусства и знаний о Древней Греции и, в меньшей степени, Рима. Это связано с критическим упадком Византийской империи в течение XV века, ввиду давления Османской империи, многие знатные византийцы мигрировали и/или распродавали свои коллекции.

В 1453 году пал Константинополь. Процесс миграции византийских элит многократно усилился, равно как и привнесение нового в западную культуру, философию и науку. При этом нельзя однозначно сказать, что только падение Византии стало катализатором начала эпохи Возрождения, хотя это было одним из столпов Ренессанса. Так как ещё в XIII —XIV веках художники и скульпторы стали понемногу отходить от традиционных методов, например, внося светские элементы в религиозные формы соборов или же живописи, которая становилась всё более реалистичной и объёмной, а первый литератор, признанный ренессансным, – Петрарка, жил и творил в 1304 —1374 годах.

Рамки Ренессанса

Принято считать началом Ренессанса XV век, однако, некоторые историки связывают начало Возрождения с 1341 года, когда Франческо Петрарка был коронован лавровым венком в знак признания его поэтичного мастерства и знаний античной литературы, хотя далеко не все разделяют эту точку зрения.

А завершилась эпоха Возрождения в XVII веке, когда разнообразие искусства уже нельзя было свести к общим ренессансным истокам.

Влияние на культуру

Поскольку при слове Ренессанс чаще всего вспоминают деятелей искусства, можно смело заявить – влияние эпохи Возрождения на культуру невозможно переоценить.

Сам Ренессанс был пропитан мыслью того, что творцы – избранные люди, которые ведут человечество вперёд, и они действительно делали это. Отойдя от канонов плоского изображения, продиктованных церковью рамок скромности и смирения, возвращаясь к эстетизму Античности и сосредоточившись на человеке, художники, писатели и скульпторы создавали новое искусство на основе опыта древних мастеров и выжимая максимум из «старого» искусства, под догматами религии.

Люди Ренессанса

Влияние на науку

С началом Ренессанса люди стали больше интересоваться самой концепцией знаний, стремиться сохранить их и преумножить, постоянно познавая. Наука в эпоху Возрождения стала пользоваться большей популярностью, чем в Средние века, благодаря началу отхождения от религиозного фанатизма и возможности ставить под сомнение традиционные объяснения природных процессов.

В этот период многие занимались научными изысканиями, часто совмещая науку и искусство, как Леонардо да Винчи. Множество новых литературных источников со знаниями Античности стали весомым подспорьем для изучения мира.

Влияние на человека

Самое большее влияние наступление эпохи Возрождения оказало на самих людей. Отход от привычного искусства, знаний и методов постижения мира, причём в лучшую сторону, благоприятно сказалось на мышлении людей. Стало модным интересоваться всем подряд, живописью, скульптурой, литературой, наукой, архитектурой и так далее. Светский гуманизм и антропоцентризм стали главенствовать, замещая религиозную мораль и теоцентризм.

Быть человеком Ренессанса означало быть развитым всесторонне, при этом обладать высокими духовными качествами, ставя в центре человека и его жизнь.

Ренессанс и церковь

Прекращение доминирования церкви во всех сферах жизни людей не могло не возмутить Католическую церковь и Папу Римского. Несмотря на то, что многие деятели культуры, такие как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, были желанными гостями в Риме, работали над заказами Папства и творили там, всё же к Ренессансу было настороженное, если не враждебное отношение.

Наиболее остро это проявилось к отношениям учёных, разгадывающих загадки природы. Особенно хорошо это просматривается на примере Галилео Галилея и Джордано Бруно, первого вынудили отказаться от своих идей и прожить остаток жизни под присмотром инквизиции, а второго сожгли.

Однако, стоит сказать, что опасения церкви были обоснованы, так как именно в период Ренессанса началась Реформация, которая вынудила Католическую церковь идти на уступки перед набирающими мощь новым религиям, таким как протестантство и кальвинизм.

Ренессанс и церковь

Географические открытия

Эпоха Возрождения также стала эпохой Великих географических открытий. Была открыта Америка, Австралия и близлежащие острова, начаты первые Арктические экспедиции и начались тесные контакты Европы с Китаем по морю.

Не стоит говорить, насколько важны были эти географические открытия для людей того времени и для будущего человечества. Поток новых товаров, ресурсов и возможностей устремился в уже Старый Свет, вызывая новые и новые вопросы о природе окружающего мира и человека…

Прочие факты об эпохе Возрождения

  • Ренессанс делился на несколько периодов – Проторенессанс (XIII—XIV века), Раннее Возрождение (XV—XV века), Высокое Возрождение (XV — начало XVI веков), Позднее Возрождение (XVI—XVII века).
  • Иной подход к воспитанию детей – именно Ренессанс заставил людей задуматься о новом подходе к воспитанию детей, отходя от палочной системы, развивая их многосторонне, согласно талантам. Увы, мыслители не смогли довести новые идеи до широких масс.
  • Формирование суверенных национальных государств – отход от церковных догматов и феодализма дал путь к самостоятельному определению политики государств, без оглядки на Папу Римского или императора Священной Римской Империи.
  • Европейские державы закладывают фундамент своего могущества – эпоха Возрождения стала подспорьем в плане науки, открытий и обретения влияния для Европейских государств, которые, войдя в эпоху Просвещения, стали сильнейшими государствами на планете.
  • Сглаживание углов по поводу магии и сомнительных наук типа алхимии и астрологии – именно в период Ренессанса астрология, алхимия, герметизм и другие околонаучные мистические занятия стали пользоваться популярностью, даже среди именитых учёных.
  • В эпоху Возрождения были изобретены печатная машинка, телескоп, микроскоп, магнитный компас устойчивый к качке, унитаз со сливным бачком.
  • Развитие военного дела, порох получает всё большее распространение – во времена Ренессанса всё больше армий принимали на вооружение огнестрельное оружие, что определило новое лицо войны, с битвами на дальних расстояниях и применение артиллерии не только в осадах, но и для уничтожения живой силы. Ближний бой медленно, но уверенно стал сходить на нет.
  • Тициан, творивший в эпоху Возрождения, вошёл в историю не только как художник, но также его именем назвали оттенок оранжевого цвета, потому что он любил рисовать рыжих девушек (такой оттенок подходит к бледной коже).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить