Шелковый путь — самый длинный и исторически важный наземный торговый путь в мире. Торговля началась тысячи лет назад, потому что торговцы обнаружили, что переправка продуктов была прибыльной, и шелк был одним из основных предметов торговли.
Посредством торговли и путешествий страны по всей Евразии развивались экономически, технологически и культурно, а религии и идеи распространялись на восток и запад. Империи Хань, Тан и Юань особенно процветали благодаря торговле, но в другие эпохи торговля прекращалась по разным причинам.
Начало торговли по Шелковому пути
Регион Китая был изолирован от цивилизаций Запада самыми высокими в мире горами, одними из самых больших и суровых пустынь и большими расстояниями. Между ними кочевые народы совершали набеги на путешественников и торговцев.
Тем не менее, люди династий Шан (1600–1046 гг. До н.э.) освоили производство нескольких важных и уникальных продуктов, таких как шелк, фарфор и бумага, которые высоко ценились на Западе.
Но чтобы добраться до Запада, было всего два сухопутных маршрута. Морские путешествия были еще слишком примитивными. Один наземный маршрут проходил через коридор Ганьсу, простирался на запад до Синьцзяна, а затем был разделен на несколько маршрутов. Он называется Шелковый путь. Другой, называемый Дорога чайного коня, начинался из Юньнани и Сычуани и пересекал Тибет.
Такие продукты, как шелк, были очень ценными для производителей в Центральной Азии и в Европе. Они платили драгоценными металлами, шкурами животных и другими промышленными товарами, такими как шерстяные изделия, ковры и изделия из стекла, которые ценились на Востоке.
Доисторическое начало Шелкового пути (ок. 5000–1300 до н.э.)
О доисторической торговли и путешествиях по Евразии мало известно, но есть свидетельства о торговле и путешествиях в Синьцзян даже 4000 лет назад. В Королевстве Шан (1600-1046 гг. до н.э.) нефрит высоко ценился, и они импортировали нефрит из района Синьцзяна.
К 1-му тысячелетию до нашей эры люди переносили шелк в Сибирь через коридор Ганьсу через северную ветвь Шелкового пути. Шелк был найден в гробнице в Египте, датируемой примерно 1070 годом до нашей эры, что говорит о том, что даже в это раннее время шелк переправлялся через всю Евразию.
Источники для изучения Шелкового пути
То, что мы знаем о Шелковом пути, в основном не из древних книг или каменных надписей, а из мусора. Сухой климат пустыни Такла-Макан сохранил различные типы документов, написанные на дереве, бумаге и ткани. Многие из них сохранились, потому что бумага имела высокую ценность и не выбрасывалась. Мастера также использовали переработанную бумагу для изготовления бумажных туфель, статуй и других предметов из бумаги, чтобы сопровождать мертвых в их путешествии в загробную жизнь.
Оригинальные документы должны быть соединены вместе, прежде чем кто-либо сможет их понять. Написанные на нескольких языках и найденные в разных местах, эти документы содержат огромное количество информации о торговле Шелкового пути.
Товары для торговли на Шелковом пути
Шелк был не единственным товаром, торгуемым на этих маршрутах. Металлы, специи, лекарства, стекло, кожгалантерея и бумага перемещались по всей Евразии. Бумага стала основным письменным материалом для всей Евразии и, несомненно, оказала гораздо большее влияние на историю человечества, чем шелк, который использовался главным образом для одежды.
Изобретенная во втором веке до нашей эры, бумага вышла из Китая, сначала в исламский мир в восьмом веке, и достигла Европы через свои исламские порталы в Сицилии и Испании. Люди к северу от Альп научились делать собственные бумаги только в конце четырнадцатого века.
Появление термина «Шелковый путь»
Термин «Шелковый путь» не существовал во время торговли по Шелковому пути, и не было единого маршрута через Центральную Азию. Народы, живущие по разным торговым путям, никогда не называли какой-либо конкретный маршрут «Шелковым путем». Они называли разные участки дороги «Путь в Самарканд» (или каким бы то ни было следующим крупным городом). Они называли разные маршруты вокруг Такла-Макан «северным» или «южным».
В 1877 году барон Фердинанд фон Рихтгофен (1833-1905), выдающийся географ и дядя летчика-аса Первой мировой войны, создал пятитомную карту Китая. На одной из них он показал линию, соединяющую Европу и Китай, которую назвал «Шелковый путь», и название сохранилось.
Страны которые соединял Шелковый путь
Шелковый путь связывал Китай с иранским миром, в частности с городом Самарканд (в современном Узбекистане) и окружающими его общинами. Это была родина согдийцев, которые говорили на иранском языке, называемом согдийским, и многие наблюдали учения древнего иранского учителя Заратустры (ок. 1000 г. до н.э., по-гречески Зороастра), который учил тому, что говорить правду является первостепенной добродетелью. Одними из самых интересных находок за последнее десятилетие были могилы согдийских лидеров, найденные в главных городах внутреннего Китая.
Шелковый путь, Китай и Рим
В годы существования Римской империи, насколько известно, прямого сообщения с Китаем не было. Римляне не обменивали свои золотые монеты непосредственно на китайский шелк. Самые древние римские золотые монеты, найденные в Китае (только 48 золотых монет многие из которых оказались подделками) обнаружены после интенсивных исследований. В основном находили византийские монеты солидуса, датированные шестым веком, спустя несколько веков после переноса столицы из Рима в Константинополь (современный Стамбул).
Персидские курьеры были настолько хороши, что вдохновили американское почтовое отделение
Курьеры, которые доставляли сообщения по Королевской дороге, были настолько эффективны, что могли проехать почти 1700 миль за семь дней верхом на лошади. В своих «Историях» греческий историк Геродот увековечил память персидских наездников, написав: « В мире нет ничего, что путешествует быстрее, чем эти персидские курьеры. Ни снег, ни дождь, ни жара, ни темнота ночи не мешают этим курьерам завершить свои определенные этапы с предельной скоростью».
Версия этой фразы была вырезана в почтовом отделении Джеймса Фарли в Нью-Йорке и традиционно считается неофициальным девизом Почтовой службы США.
Шелковый путь был не одним
Был не один маршрут, а много маршрутов. Некоторые были короче, но опаснее. Другие занимали больше времени, но были безопаснее, многие из них проходили параллельно главной дороге. Были северные и южные маршруты вдоль пустыни Такла-Макан, которые сходились дальше на западе. Дорога делилась на ряд более мелких маршрутов. Маршруты соединяли крупные города Ближнего Востока, пока наконец, не достигали своей самой дальней точки.
Другие факты
- Длина Шелкового пути составляла около 6 500 км.
- Знаменитый европейский исследователь Марко Поло отправился в Китай по Шелковому пути.
- Из-за засушливых песчаных условий на больших площадях Шелкового пути верблюды использовались для перевозки грузов.
- Чтобы защитить себя от воров, торговцы обычно путешествовали по Великому шелковому пути в больших караванах.
- Во времена династии Хань Великая китайская стена была удлинена на много километров, чтобы защитить этот торговый путь.
- Считается, что Бубонная Чума, или Черная Смерть, попала в Европу по Шелковому Пути.
- Наибольшая высота: перевал Хунджераб 4 693 м.
- Коридор Чанъань-Тяньшань Великого шелкового пути признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в июне 2014 года.
- Шелковый путь является одним из самых популярных туристических маршрутов в Китае.
- С 2009 года проводится ралли «Шелковый путь».