Шедевр – обычно этим словом называют фильм «Матрица» снятый почти никому не известными постановщиками, тогда, братьями Вачовски. Их свежий взгляд направления постмодернизма помог создать один из культовых фильмов нашего времени с новаторскими техническими приёмами, путешествием по киберпространству. И чтобы не снижать планку зрелищного боевика были включены восточные единоборства и запоминающиеся перестрелки, которые в дальнейшем будут отсылками в других сторонних проектах.
Нам показывают Томаса Андерсона — незатейливого программиста, подрабатывающего на хакерском взломе. Живя обыденной жизнью человека и работая целыми днями в офисе, ему не даёт покоя чувство, что всё вокруг ненастоящее, будто подделка. К его сомнениям подкрепляются странные сообщения на компьютере, присланные ему, как некое предупреждение. Проигнорировав, хакер попадает под контроль федеральных агентов после очередной незаконной махинации. До смерти напуганный Томас отправляется на встречу к незнакомцу, ранее звонившему бедолаге, чтобы найти ответы на скопившиеся вопросы.
Начало большого пути братьев Вачовски
С самого детства Ларри и Энди увлеклись киноискусством, вместе с родителями они частенько наведывались в кинотеатр на несколько сеансов в один день, а также неординарными комиксами для подростков. Родившись и выросши в городе не имеющего ничего общего с киноиндустрией, к тому же мама с папой не могли просто так протолкнуть своих детей в Голливуд, братья отправились учиться в колледжи, однако закончить им не удалось по причине того, что высшее образование им в будущем не пригодится.
Когда Вачовски работали на стройке, параллельно они занимались творческой деятельностью, а точнее, написанием сценариев для комиксов известных издателей. И вдохновившись своими кумирами, в частности книгой «Как я снял в Голливуде сотню фильмов и не потерял ни цента», братья начали упорно работать над идеями.
Первые работы
Первый законченный сценарий привлёк внимание к братьям, но их история не получила одобрения и поэтому была безоговорочно отказана. Вторая работа над новым сценарием стала успешнее в том плане, что её заметил известный продюсер, делавший вклад в популярные кинокартины 70-х и 80-х годов. Их текстовая история «Наёмных убийц» впоследствии стала экранизацией и толчком для чего-то грандиозного.
За кресло режиссёра никто в студии не давал одобрения молодым творцам, ибо не хватало опыта в создании полнометражных фильмов. Режиссёрский дебют братьев состоялся в фильме «Связь», чтобы получить хорошую репутацию для руководителей.
Подбор актёров
После положительных отзывов «Связи» братья вплотную занялись проектом Матрица, задуманный ещё в 1993 году, как комикс. После решения всех вопросов с продюсерами, а также со съёмочной группой, оставался только кастинг актёров. На роль главного героя с именем Нео предполагалось нанять звёзд Голливуда первой величины, главным претендентом считался Уилл Смит, но, увы, актёр выбрал будущую роль в провальном фильме. После многочисленных отказов было принято решение взять на роль Киану Ривза. Роли второго плана достались Лоуренсу Фишборну и Керри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг сыграл главного антагониста.
Нужны деньги
Главной проблемой ещё не вышедшего фильма стал ограниченный бюджет, и поэтому, чтобы выкрутиться из данной ситуации, братья Вачовски решили отправить пробные кадры погони за Тринити для получения большого бюджета. Раскадровка так понравилась продюсерам, что после присланной презентации увеличили бюджет на десятки миллионов долларов.
Съёмочный процесс
В первую очередь снимали эпизод облавы Нео агентами в офисе. Киану без страховочных тросов действительно пробирался в соседний кабинет, находясь при этом на высоте двадцатиэтажного дома. Завершал основные съёмки эпизод с пробуждения Нео в реальном мире в капсуле инкубатора, актёр для показа истощения похудел на десять килограммов.
Другой материк
Съёмки проходили в Австралии, где открылась новая съёмочная площадка Warner Bros. Это было сделано по экономическим соображениям, потому что выходит намного дешевле, нежели в США. Известный тому пример экранизация «Властелин колец», не снимая трилогию в Новой Зеландии, фильмы Питера Джексона затратили бы на съёмки миллиард с лишним долларов. Вдобавок пришлось перестраивать австралийские улочки, дабы соответствовали больше американским переулкам.
Боевая подготовка актёров
Так как фильм включал боевые сцены перестрелок и драк, на помощь съёмочной группе отправили гонконгских хореографов боевых искусств. Закреплённые учителя актёров обучали на протяжении восьми месяцев, как правильно двигаться и как правильно бить. Без тяжёлых травм не обошлось: Киану Ривз получил повреждение шеи, Керри-Энн Мосс ушибла ногу, при этом, боясь, потерять работу, скрыла наличие данной травмы.
Перестрелка в метрополитене
После падения вертолёты герои пытаются скрыться на станции метро, где Нео не успевает уйти из матрицы, и между ним и агентом Смитом завязывается перестрелка в стиле Дикого Запада. Что самое интересное для съёмок не снимали настоящую станцию. Это была производственная площадка для зернового элеватора, очень похожая на станцию. Небольшой волшебный штрих от декораторов и вот городская станция метро готова.
Визуальные эффекты
Легендарный эффект с замедлением времени вовсе не был придуман братьями Вачовски, так называемый bullet time (или время пули) зародился намного раньше, лишь с тщательным подходом к делу Энди и Ларри воплотили эффект до идеального состояния благодаря операторам, и специалистам по визуальным и компьютерным эффектам.
Отдельно стоит упомянуть крушение вертолёта, врезающегося в небоскрёб, здесь потребовались сложные комбинированные съёмки с малогабаритными макетами настоящей модели вертолёта, пиротехники и компьютерной графики.
Взрыв популярности
Изначально Матрица не задумывалась как трилогия, потому что братья не рассчитывали на хоть какую-то победу, но оглушительный успех первого фильма зародил основы для последующих продолжений. Вторую и третью часть снимали одновременно. Однако мир Матрицы не ограничивался только кинозалами, помимо этого выходили короткометражные анимационные фильмы, книги, комиксы и видеоигры.
Необычные факты фильма «Матрица»
- Шон Коннери рассматривался на роль Морфеуса, но после прочтения сценария отказался, так как не понял общий смысл фильма. К тому же бывшему агенту 007 предлагали сыграть во второй раз во франшизе Матрица. Он должен был сыграть мастера ключей, изготавливающего проходы внутри системы.
- Компьютерная симуляция, где появляется женщина в красном платье можно заметить среди прохожих людей одинаковые лица, якобы повторяющиеся программы, но всё было довольно просто, и в съёмке участвовали настоящие близнецы.
- Зелёные символы, мелькающие постоянно в фильме, являются набором меню из японского ресторана, выполненным символами из японского алфавита.
- Татуировка белого кролика отсылает к произведению Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
- Шанс сняться в роли агента Смита полагалось Жану Рено. Актёр отказался, и снялся в Годзилле 1998 года.
- Перестрелка в холле здания является аналоговым видом съёмок, без использования компьютерной графики. Работа над трёхминутным эпизодом длилась десять дней.
- В начале фильма был снят настоящий клуб садомазохистов.
- Наиболее близкое сходство фильм имеет с романами Уильяма Гибсона.
- Чтобы различать реальность и вымысел, режиссёры оставили зрителю визуальные подсказки, такие как цветовые фильтры: синий – реальный мир, зелёный – мир Матрицы.
- Мобильный телефон, которым пользуются все герои фильма – это Nokia модели 8110, выпущенный задолго до картины. Примечательно, что крышка телефона автоматически открывала доступ к клавиатуре, однако было всё не совсем так, потому что телефоны именно с такой функцией продавались ограниченным тиражом. По большей части мобильные телефоны продавались со стандартным ручным открыванием.