Николай Оцуп – русско-французский поэт, переводчик первой половины XX века. В отличие от многих современников, Оцуп не известен революционными настроениями и неугодностью власти, поэтому в учебниках литературы о нём говорят мало. Тем не менее, он существовал в одной эпохе с Горьким, Блоком и Гумилёвым, вложив свой крохотный, но посильный вклад в русскую литературу.
Был прилежным учеником
Николай Оцуп учился в Николаевской гимназии в Царском Селе (из неё же пару лет назад выпустился и Николай Гумилёв, Иннокентий Анненский же работал в ней директором) и окончил её с золотой медалью. Именно она, кстати, помогла ему в дальнейшем уехать учиться в Парижскую Сорборнну – так как, заложив её, он получил достаточно денег на путешествие. После обучения в столице Франции он смог поступить на историко-филологический факультет в Петрограде, параллельно проходя воинскую службу.
Работал переводчиком под начальством Горького
Октябрьскую революцию 1917 года Оцуп встретил в России, после чего сразу получил выгодное предложение о работе в издательстве. Главой «Всемирной литературы» был Горький, в обязанности новому сотруднику вверялось переводить иностранных поэтов. Из-под пера Оцупа вышли произведения Роберта Саути, Стефана Малларме и даже Джорджа Байрона. Работа в издательстве помогла ему познакомиться с Николаем Гумилёвым и Александром Блоком.
Воссоздал «Цех поэтов»
Дружба с Гумилёвым дала свои плоды – вместе с ним, а также с поэтом Михаилом Лозинским, Оцуп восстановил «Цех поэтов». Здесь же был опубликован его первый стихотворный сборник.
Пытался спасти Гумилёва от расстрела
Идеи Николая Гумилёва были очень близки Оцупу, а возможность вместе поработать в «Цехе поэтов» стала для него огромной честью. Поэтому и новость о скором его расстреле Оцуп воспринял со скорбью, но был решительно настроен на спасение литературного товарища. Он обращался за помощью к Максиму Горькому и даже давал оправдательные показания перед петроградскими чекистами, но результата это не принесло.
Был среди первой волны русских эмигрантов
После того, как Николай Гумилёв был расстрелян, Оцуп покинул СССР, избегая репрессий, и направился в Берлин в 1922 году. Своих корней поэт не забыл – под его начальством вышло три старых поэтических сборника «Цеха поэтов» и один новый. Вернувшись в Париж, Оцуп опубликовал второй сборник стихов «В дыму», а через два года написал поэму «Встреча». Ещё спустя 2 года вышло его исследование о современной российской поэзии.
Тем не менее, сказать, что Оцуп был счастлив в эмиграции, довольно сложно. Уже на закате жизни в своих стихах он напишет, что как хороша ни была бы Европа, необходимость всё время говорить на чужом языке изнурительна, и что ему очень бы хотелось вернуться, будь у него такая возможность.
Стал издателем сам
В отличие от многих современников, Оцуп так и не вернулся в СССР, предпочтя обосноваться в Париже. Здесь он начинает издавать журнал «Числа», в котором публикуется множество русских эмигрантов, в том числе – начинающих писателей. Даже сама идеология издания подразумевала, что у тех молодых авторов, работы которых не стали бы публиковать в прессе того времени, должно быть место для развития своих талантов – и «Числа» это место предоставляли. Основная тематическая направленность журнала – философия, литература и искусство. Увы, из-за финансовых трудностей «Числа» просуществовали всего 10 номеров: денег у самого поэта не хватало, эмигранты не без причины предпочитали тратить деньги на более насущные нужды, а французские меценаты глядели мимо даже такого благородного начинания. Во многом именно закрытие «Чисел» стало причиной, по которой в дальнейшие годы Оцуп проявлял меньшую активность среди советской диаспоры в Париже.
Служил добровольцем
Во время Второй Мировой Войны Оцуп добровольцем пошёл на фронт во французскую армию, но был взят в плен в Италии. Проводя здесь отпуск, солдат имел неосторожность открыто высказать антифашистские настроения, за что и был арестован.
1,5 года бывший поэт провёл в концлагерях и совершил две попытки побега, но только вторая была успешной. Вместе с ним в тот раз также бежало около 30 заключенных. С 1943 года Оцуп был частью Итальянского сопротивления, где и получил много наград и медалей.
Закончил жизнь в Париже
После окончания войны Оцуп вернулся в Париж, где устроился преподавателем в Эколь Нормаль. Он продолжает работать над собственными произведениями и выпускает стихотворный «Дневник в стихах», охватывающий период с 1935 по 1950 годы. Здесь поэт отмечает, что описать прожитую им эпоху по полочкам невозможно из-за её разнородности. В 1958 году выходит его пьеса «Три царя», ставшая его последней работой, опубликованной при жизни. После его смерти в 1958 году вышло два тома его стихотворений, а также – сборник статей по истории и публицистике.
Биографические факты
- Неизвестно, куда нужно ставить ударение в фамилии «Оцуп». Современники, упоминавшие товарища в своих стихах, делали ударение и туда, и туда.
- Оцуп родился 4 ноября 1894 года в Петербурге, а учился в Царском Селе – на родине Александра Пушкина. Его отец служил фотографом при дворе.
- Более всего на поэзию Оцупа повлияли Нобелевский лауреат по философии Анри Бергсон, на лекциях которого он побывал во время пребывания в Париже, и Николай Гумилёв. Последнему Оцуп даже посвятил диссертацию, защищённую в 1951 году во Франции и ставшую первой серьёзной работой о поэте. В тот же год вышел сборник избранных стихотворений Гумилёва под его редакцией.
- Первый стихотворный сборник Оцупа, «Град», вышел в 1921 году.
- Единственный прозаический роман, «Беатриче в аду», вышел в Париже в 1939 году. Его герои – двое молодых людей, оба – поклонники богемной жизни, художник и актриса.
- Термин «серебряный век», часто применяемый к поэзии начала XX века, был изобретён именно Оцупом.
- Сергей Горный и Георгий Раевский, также русские поэты – его братья.
- Рудольф Оцуп, потомок поэта, подробно описал его жизнь в книге «Оцупы – моя семья».