Поль Гоген — французский биржевой маклер, ставший художником, сыгравший важную роль в формировании современного искусства. Ведущий постимпрессионист известный своими смелыми цветами и резкими контрастами. Гоген играл важную роль в движении символистов как художник, скульптор, керамик, гравер и писатель. Его смелые эксперименты с цветом привели непосредственно к синтетическому стилю современного искусства, где форма и цвет имеют одинаковое значение.
Под влиянием народной культуры и японских гравюр Гоген развился в сторону клуазонизма, чьи плоские формы и темные контуры заложили основу для художественного движения примитивизма. Направление характеризуется преувеличенными пропорциями тела, тотемами, геометрическим дизайном и высокой контрастностью. Его работа также помогла сформировать движения фовизма, кубизма и орфизма.
В отличие от Европы, где сельская местность перестраивалась для создания городов и дорог, картины Гогена были о людях и природе в гармонии, показывали более простую жизнь.
Неспокойное детство
Он родился в Париже, во Франции, у Кловиса Гогена и его жены Алины Марии Чазаль. Его отец был журналистом, а мать — дочерью социалистического лидера Флоры Тристан. Семья уехала в Перу в 1850 году из-за сложившегося политического давления, при этом его отец умер в дороге. В итоге, они жили семьей в Лиме с дядей Полом в течение четырех лет. Именно здесь его интерес к искусству и начал расти, он проводил за рисование целые дни.
Начало французской жизни
Когда Гогену было семь лет, его семья вернулась в северную Францию, в город Орлеан, где ему пришлось впервые выучить французский язык. Его детство было довольно типичным для французского мальчика, который ходил в школу, пока не поступил на военную службу в морские пехотинцы, а затем и во флот Франции. Находясь на флоте, его мать скончалась, а по возвращению во Францию его взял под опеку Гюстав Ароза.
Влиятельные знакомые
В 1874 году Гоген встретился с Писсаро, после чего художник взял на себя обязательство научить Поля различным техникам рисования и живописи. К этому моменту Гоген уже был частью круга социального авангарда, включая Эдуарда Мане, Пьера Огюста-Ренуара и Эдгара Дега.
Последствия потери работы
Обвал французского фондового рынка в 1882 году привел к тому, что художник потерял свою работу. Он с оптимизмом смотрел на события, поскольку это позволяло ему рисовать каждый день. Поль посетил сельскую местность, чтобы рисовать вместе с Писсаро. Это, однако, не помогло ему ослабить растущее неодобрение семьи его жены Метте.
Неудачная выставка
В 1886 году происходила последняя выставка импрессионистов, в которой также участвовал и Гоген. Там он выставлял свои работы, в том числе 19 картин и рельефы на дереве. Но, к великому разочарованию Поля, его полотна затмила картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886) Жоржа Сёра. После этого обездоленный Гоген начал лепить керамические сосуды на продажу, а вскоре отправился в Бретань. Там он надеялся найти себя, ведя более простую и скромную жизнь.
Первые великие достижения
Большой художественный сдвиг для Гогена произошел во время визита в Порт Авен (Бретань, Франция) в 1888 году, где он создал революционную картину «Видение после проповеди». Как одна из самых известных картин Гогена, она популяризировала движение символистов. В этот период он отказался от влияния Сезанна и начал использовать широкие матовые мазки неестественного цвета для изображения бретонских крестьянок.
Путешествия
Когда Гоген решил, что хочет посвятить свою жизнь живописи, он отправился в путешествие. Художник интересовался местами, в которых было тихо и все еще встречались старые традиции. Он не любил современные города. Сначала Поль отправился в сельскую местность Франции под названием Бретань (где многие другие художники также жили и рисовали). Затем он пошел намного дальше и его занесло аж в Полинезию.
Не только художник
Поль Гоген легко изменил материал и технологию работы. Очень часто художнику не хватало денег, и ему не на что было купить даже краски. В связи с доступностью материала, Поль занялся резьбой по дереву. Он овладел этим умением настолько хорошо, что даже украсил двери своего дома чудесными резными панно.
Нестандартные решения
На картине «Четыре бретонки» видны большие коричневые и зеленые пятна позади женщин. Эти разрывы со стилем реализма могут показаться непринужденными с современными стандартами искусства, но в то время многие люди находили его решения сомнительными. Этот стиль плоского рисунка и цвета Гоген еще больше продвигал после поездки на карибский остров Мартиника, где он восхищался цветами и одеждой местных жителей. Это побудило его более смело подходить к своему искусству.
Новый стиль
В 1888 году Гоген ввел термин «синтетизм» в ответ на высказывания в сторону нестандартных элементов своих картин. В нем описывался новый стиль Гогена: широкие цветовые плоскости, простые формы и четкие очертания. Примером этого есть полотно «Видение после проповеди», которое послужило ступенькой Гогена в реализации собственного направления в живописи.
Посмертное признание
Поль Гоген не был оценен по достоинству за его жизни. Только после смерти он обрел признание за свое экспериментальное использование цветов и стиля синтетики, которые значительно отличались от импрессионизма. Его работы оказали влияние на французский авангард и многих современных художников, таких как Пабло Пикассо и Анри Матисс. Русский коллекционер Сергей Щукин приобрел множество его произведений. Большая часть этой коллекции выставлена в Пушкинском музее и Эрмитаже.
Другие факты
- Полное имя Гогена — Евгений Анри Поль Гоген. Он был не только художником, но и известен как скульптор, гравер, резчик по дереву, гончар и даже писатель.
- Несмотря на то, что он выучил французский после переезда, он предпочитал испанский язык.
- Гоген впервые начал рисовать в 1873 году, чтобы бороться со стрессом от того, что был биржевым маклером.
- Винсент Ван Гог однажды угрожал Гогену лезвием бритвы.
- У него было 10 детей, но только пятеро из них были законными.
- Гоген умер от инсульта в 1903 году.
- В 1906 году в Осеннем салоне в Париже состоялась выставка с 227 его картинами.
- Гогена помнят, как лидера символического движения и основоположника синтетизма.