feofanava

Феофан Грек — один из ярчайших иконописцев Руси, который оставил после себя многочисленное художественное наследие. На его счету десятки икон и фресок. Монах Епифан охарактеризовал Грека как мудрого философа. По мнению ученых, Епифан подразумевал глубокое понимание жизни, начитанность, житейскую мудрость, присущие Феофану Греку, которые тот искусно воплощал в своих работах.

Иконы и фрески отмечены глубокой трагичностью, полнокровностью образов их населяющих. Каждому персонажу Феофан Грек отводил значительную роль, наполняя его зримой индивидуальностью. Свойственные иконописцу прозорливость, глубина мыслей и чувств, темпераментность воплотились сполна в его работах. Здесь и грозные ангелы, и отрешенные от мирского святые, и всепонимающий лик Господа.

Современники Грека восторженно отзывались об оригинальности мышления иконописца, чувственном восприятии действительности и его неутомимой творческой жажде воплощать сакральные знания посредством росписи.

Феофан Грек

Жизнь и творчество Феофана Грека

  1. Феофан Грек (1340-1410) родился и прожил половину жизни в Византии. На Русь иконописец приехал в 35 лет (по другим источникам — в 40). К моменту прибытия в Новгород на счету художника были десятки расписанных храмов и соборов в столице византийской империи Константинополе, генуэзской колонии Галате и Кафе.
  2. Свое прозвище Грек получил из-за греческого происхождения.
  3. Феофан Грек является учителем другого почитаемого русского художника, приверженца монументальной иконописи — Андрея Рублева.
  4. Будучи страстным и ищущим человеком по натуре, Феофан Грек покинул Византию. В ту пору на его родной земле установился сухой академизм, догматизм, холодность и безликость. Русь привлекла византийского творца темпераментностью, жизнелюбием и стойкостью перед лицом гнета татаро-монгольского ига. В Новгороде он впечатлился росписями XII века, самобытными и вдохновенными, Антониева монастыря, окрестной церкви в Аркажах и расположенной на правом берегу русла Малого Волховца церкви Спаса на Нередице.
  5. Его первой работой на русской земле стала художественная роспись купола церкви Спаса Преображения. В последующие годы он расписал фресками на православные мотивы церковь Рождества Христова в сотрудничестве с другим русским иконописцем Симеоном Черным, Архангельский собор, знаменитый и вдохновенный Благовещенский собор кремлевского комплекса вдвоем с Андреем Рублевым. Он также работал в Москве, Серпухове и, по некоторым источникам, в Коломне.
  6. Среди его работ одними из самых известных считаются иконы «Четырехчастная», «Преображение» и «Богоматерь Донская», на оборотной стороне которой находится икона «Успения». Магнетически трагическая и просветленная, икона «Успения» увлекает созерцателя глубиной эмоционального воздействия и художественного посыла. У погребального ложа Марии сгрудились апостолы. Грек с большим мастерством передал различные чувства апостолов: озадаченность, горе, страх, недоумение. Венчает композицию сияющий Иисус, полный решимости, силы и сакрального знания, с грозным взором и душой матери в руках.
  7. Иисус Пантократор, изображенный на куполе церкви Спаса Преображения, считается одной из ярчайших и монументальных работ иконописца. Лик Господа окантован подписью, в которой говорится о милосердии божием, его откликах на мольбы страждущих грешников.
  8. Спустя 12 лет после приезда на Русь, будучи уже прославленным художником, Феофан отправился в Москву. В столице иконописец руководил работой художников, которые занимались росписью соборов Московского Кремля.
  9. Помимо иконописи и росписи храмов Феофан занимался созданием книжных миниатюр и рукописных орнаментов Евангелий. Одна из известнейших работ — Евангелие московского боярина Федора Кошки. Некоторые историки полагают, что роспись Евангелия принадлежит кисти другого мастера, ученика Грека. Богато украшенная сканью и финифтью, рукопись восхищает гармоничностью композиции: цветовая палитра, растительный орнамент, искусно переплетенный с изображениями животных и вензельные инициалы — каждая деталь выполнена с ювелирной тщательностью. Евангелие Хитрово также числится среди работ византийского мастера.
  10. Помимо церковных росписей иконописец принял, как минимум, два светских заказа и по личной просьбе покрыл фресками дворцы князей, один из которых был двоюродным братом великого русского правителя Дмитрия Донского — князь Владимир Храбрый.
  11. До наших дней дошли следующие иконы Феофана Грека: Иисус Пантократор, Ветхозаветная Троица, Три Столпника, Даниил Столпник, Фреска Авель (1378 гг.); Успение Богоматери (XIV век); Богоматерь Донская (ок. 1392 г.); Преображение Господне (1403 г.); несколько икон изображающих святых апостолов.
Ветхозаветная Троица

Ветхозаветная Троица

Прочие факты

  • Отличительной чертой живописи Грека является его техника росписи. Искусствоведы обращают внимание на темпераментность манеры, энергичность мазков, которые придают героям работ необычайную живость и достоверность.
  • Ближайшие ученики иконописца занимались росписью знаменитых храмов, в числе которых церковь Федора Стратилата и церковь Успения на Волотовом поле.
  • Существует предание, в котором говорится, как казаки подарили икону «Богоматери» Дмитрию Донскому перед решающей битвой на Куликовом поле, но исследователи опровергают его достоверность.
  • Доподлинно известно, что Иван IV Грозный, будучи глубоко верующим человеком, взял икону в великий Казанский поход в 1591 году. Ее выставляли перед битвой с татарами под Москвой и почитали как покровительницу Руси. А в 1598 году, когда на царствие всходил Борис Годунов, патриарх венчал будущего царя перед «Богоматерью».
  • Андрей Рублев, именитый иконописец и ученик Феофана Грека, наследовал лучшие традиции росписи школы византийского художника. Оба творца относились к иконописи как к «умному деланию» и в первую очередь желали выразить «мудрость жизни».
  • Епифан Мудрый отзывался в своих письмах о Феофане как о «муже мудром», с которым он часто виделся и любил беседовать. И добавлял, что все, кто встречался с Греком, дивились его уму, притчам и искусному изложению.
  • Из многочисленных работ византийского художника лишь одна осталась нетронута веками — роспись церкви Спаса Преображения.
  • Умер иконописец по некоторым данным около 1410-1415 года. Свидетельство тому — письма монаха Епифания, где тот упоминает кончину Феофана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить