Авиатранспорт – один из самых интересных, захватывающих и в то же время ненавистных многими средств передвижения. На высоте примерно в 10 км многие испытывают панический страх, другие же получают незабываемое удовольствие. Что же таят внутри себя самолеты, и какие вещи нужно знать, прежде чем начинать трястись в конвульсиях от предстоящего полета?
Над пропастью небес
Вокруг безопасности авиаперелетов постоянно возникают ожесточенные споры и дискуссии, и эту атмосферу очень часто подогревают СМИ, которые привыкли мусолить каждую авиакатастрофу. Да, ни одно техническое изобретение, будь то самолет или автомобиль, не застраховано от всякого рода неполадок и проблем, однако стоит признать, что авиатранспорт – самый безопасный транспорт в мире! Различные журналы и исследовательские центры собирали множество данных, и все в один голос заявляют, что риск разбиться на самолете настолько низок, что гораздо опасней будет, например, отправиться на работу пешком или на метро. Если говорить более конкретно, то вероятность того, что самолет попадет в авиакатастрофу, составляет около 0,00001%.
Атмосфера страха перед воздушным транспортом подогревается тем, что когда случаются различные авиакатастрофы, количество жертв за один раз может быть довольно большим. Опять же, стоит задуматься – сколько автомобильных аварий и других трагедий случается ежедневно, а сколько раз в год происходят действительно страшные авиакатастрофы?
Пробки в воздухе
Убедиться также в безопасности самолетов могут специальные сервисы, которые сканируют воздушное пространство в реальном времени. Такие порталы, как, например, flightradar24, показывают, что каждый день в воздухе одновременно находится несколько тысяч самолетов, а количество совершаемых авиарейсов (гражданских) в день переваливает за 30 тысяч. Примитивные расчеты показывают, что в год таких рейсов совершается около 20 миллионов. Каждый год случается примерно 10 авиакатастроф, половина из которых, к сожалению, приводит к большому количеству жертв. Но стоит сказать, что большинство из этих трагедий происходит в странах третьего мира, где эксплуатируются самолеты с очень большим налетом, а халатность и безразличие некоторых работников приводит именно к таким последствиям. То есть, дело не в самом транспорте, а в человеческом факторе.
Бывают ситуации, когда новые, только вышедшие с конвейера самолеты престижных авиакомпаний попадают в авиакатастрофу в силу технического брака, но таких случаев – раз и обчелся.
Боже, хоть бы мы долетели…
У некоторых групп людей боязнь перелетов перерастает в настоящую болезнь, которая известна всем под названием «аэрофобия». Врачи-психологи организовывают даже специальные курсы, которые направлены на помощь людям, страдающим от страха летать. Но, к сожалению, некоторым даже профессиональная помощь не в силах помочь. Многие настолько бояться садиться в замкнутое пространство огромного лайнера, что эти люди готовы несколько дней трястись в вагонах поездов или даже на кораблях, если дело касается переездов через океан. Сразу вспоминается пример футболиста Дениса Бергкампа из английского футбольного клуба «Арсенал». Пока все игроки летали на матчи на клубном самолете, футболист заранее брал билет на поезд и добирался до пункта назначения по рельсам.
Другие же люди, которые понимают неотвратимость путешествия по воздуху, прибегают к другим вещам – к алкоголю. Некоторым пара бокалов вина действительно помогает расслабиться, но большинство начинают испытывать еще больший страх, употребив алкоголь перед вылетом. А коктейль из алкоголя и повышенной нервной активности приводит в конечном счете к проблемам со здоровьем, так как специфическое усваивание алкоголя в воздухе гораздо вредней, чем на земле.
А что если?..
Опять же, ни одна машина, будь-то автомобиль или самолет, не застрахована от неполадок. Да, у самолета может отказать двигатель (или даже взорваться), сломаться шасси и еще много других систем, которые помогают самолету набирать высоту, держать курс, снижаться. Но стоит отметить, что во всех современных самолетах на каждую техническую позицию приходится дублирующая система. Например, если у самолета отказал один двигатель, лайнер спокойно сможет продолжать полет, причем даже без значительной потери скорости и комфорта. Если вдруг отключился автопилот, капитан воздушного судна может взять управление на себя. Если в конечном итоге капитану воздушного судна вдруг станет плохо, то управление принимает второй пилот, который также хорошо разбирается в системах управления самолетом.
Даже если представить, что случится серьезная неполадка, а именно отключение шасси, есть высокие шансы на благополучное приземление. Не секрет, что пилоты, обучаясь искусству пилотирования самолетом, часами отрабатывают на специальных имитаторах всевозможные экстренные ситуации. А многие примеры из жизни показывают, что посадить самолет без шасси хоть и трудно, но вполне реально.
На кочках облаков…
Одно из самых «страшных» в понимании аэрофобов явлений – турбулентность. Когда на высоте в несколько километров самолет начинает трястись, многие пассажиры начинают чувствовать себя некомфортно. Различные потоки воздуха, а также облака начинают трясти самолет, однако факт остается фактом – турбулентность в воздухе сравнима с кочками и вмятинами на шоссе. Да, ощущения от тряски совершенно другое, чем в автомобиле, но принцип идентичен. Самолет рассчитан на самые экстремальные погоды и самые сильные порывы ветра. Турбулентность никогда не приводила к авиакатастрофам! Однако сильная тряска может нанести пассажирам различные травмы – порой даже тяжелые. Поэтому никогда не нужно проявлять равнодушие к оповещению о турбулентности, а лучше заранее пристегнуть ремень безопасности.
Авиатранспорт – сложный механизм, который подчас непонятен обывателю из-за различных предубеждений, которые навязывают СМИ. Но статистика не врет, поэтому лучше лишний раз ознакомиться с особенностями работы самолета, с его поведением в воздухе, чтобы сделать свой перелет максимально комфортным.
Еще несколько интересных фактов о самолетах:
- Молния, попавшая в самолет, вряд ли способна нанести какой-либо значительный урон лайнеру, на котором стоит громоотвод. Статистика показывают, что за день в самолет как минимум 1 раз попадает молния.
- Самая безопасная авиакомпания в мире – австралийская Qantas Airlines.
- Многие не любят лететь в хвосте самолета, потому что там больше трясет. Статистика же говорит, что если самолет попал в авиакатастрофу, наибольшие шансы выжить как раз у пассажиров, сидящих в хвостовой части.
- Один из самых длинных рейсов – из Европы в Австралию. Две пересадки и около 30 часов в пути.
- Нынешнее поколение первым застанет новую эру гражданской авиации. Многие производители самолетов уже работают над созданием самолетов будущего, скорость которых будет в 3-4 раза превышать нынешнюю.