annaava

Анна Павлова – нежная и страстная, бурная и умиротворенная, гениальная и неподражаемая. О ней много сказано, и у каждого она разная, для каждого – своя. Общим является одно – восхищение ее мастерством и характером, очарование таинством, которое она умела творить на сцене. Прочертив своим загадочным арабеском рисунок собственного танца, она задала целое направление не только русскому, но и мировому балету.

Происхождение и учеба, выход на сцену и мировая известность, творческие союзы с видными деятелями искусства и частная жизнь. Сила воли, характер, судьба и личная трагедия. Обо всем этом далее.

Анна Павлова

Происхождение Павловой

Судьба гения всегда овеяна легендами. Вот так и с Анной. Загадок больше, чем ответов на них. И начинаются они с момента рождения будущей великой танцовщицы.

До сих пор нет ясных сведений о том, кто настоящий отец балерины. По одним источникам это рядовой, служивший в Преображенском полку, выходец из Тверского крестьянства Матвей Павлович Павлов. По другим сведениям он имел караимские корни и настоящее его имя Шаббетай Шамаш, а Матвеем его звали только в быту. Есть и третья версия, утверждающая, что отцом являлся Лазарь Поляков, крупный владелец земель и банков.

Павлова в детстве

Балерина в течение всей жизни тщательно скрывала свое происхождение. Достоверно известно только то, что матерью Анны была прачка Любовь Федоровна Павлова. По воспоминаниям знаменитой дочери, женщина, несмотря на скромные доходы, старалась радовать девочку и именно она отвела ее впервые в Мариинский театр на спектакль «Спящая красавица». С этого момента хрупкий болезненный ребенок стал буквально бредить балетом, утверждая, что обязательно будет танцевать и только главные партии. Она сдержала слово. И впоследствии вызывала восхищение, выступая на известных сценах мира.

Поступление в театральную школу

Желая лучшей доли своей Нюрочке, прачка Любовь Павлова отвела девочку в школу при Мариинском театре. Несмотря на природную утонченность форм (а в те времена ценились балерины невысокого роста и крепкого телосложения) Нюру посчитали способной и приняли. Потянулись однообразные годы учебы со строгим, почти монастырским распорядком. Нагрузки давались Павловой тяжело, не всегда доставало сил справиться. Девочке помогало природное упорство и огромное желание быть первой во всем. Эти качества и определили во многом ее будущий успех. А пока…

Случай с царской семьей

Анна Павлова вспоминала, как, учась в одном из младших классов при театре, она вместе со своими сверстницами исполняла балет на маленькой сцене. Зрителями были император Александр третий, императрица Мария Федоровна и великие князья. Когда спектакль закончился, маленькие танцовщицы были приглашены в аудиторию, где находились августейшие особы. Общаясь с юными служительницами Терпсихоры, император взял на руки подругу Анны Павловой, после этого сама Нюрочка разрыдалась. Конечно, девочку спросили, о чем она плачет. Поняв, что ребенок хочет, чтобы Государь ее взял на руки, один из великих князей подошел к юной танцовщице, думая выполнить ее желание. Этого Нюре показалась недостаточно и она заявила, что хочет, чтобы Государь поцеловал ее.

Выход на сцену

Павлова, окончив хореографическое училище, получила должность в Мариинском театре. Ей очень быстро стали доверять ведущие партии популярных тогда балетов: «Тщетная предосторожность», «Дочь фараона», «Корсар», «Эсмеральда» и другие. То, что поначалу считали ее недостатками – изящное телосложение, хрупкость, нежелание бравировать балетной техникой ради самой техники – вдруг переплавилось силой таланта и жесткой дисциплины танцовщицы, основанной на мощнейшей воле, в глубокое своеобразие характеров, которые она несла на сцену. Знаменитый педагог в балетном мире того времени Энрико Чекетти утверждал, что он способен научить танцу, доведя до виртуозности каждое движение воспитанницы, но «только у Павловой есть то, чему может научить лишь Господь».

Она, любившая самозабвенно классический танец, находила свежие краски даже для затанцованных и обесцветившихся со временем партий. Знаменитый летящий арабеск Павловой, воздушность и свет ее образов дополнялись психологизмом, переходом из одного состояния в другое. Анна одухотворяла каждую роль. Самые сложные технические элементы хореографии, использовавшиеся в ее танце, были нужны балерине не как трюк ради трюка, за исполнение которого безусловно сорвешь овации. Движение, согласное с музыкой и подчинявшее ее себе, выражало состояние души.

Павлова на сцене

Потому именно Павлова, возникшая среди плеяды великих солисток — Кшесинской, Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Седовой, Вагановой – одна стала звездой мирового уровня, поклоняясь идолу танца, отдавая себя без остатка.

Никия

В 1902 году Анна Павлова получила роль Никии, храмовой танцовщицы из балета «Баядерка». Талант балерины внес в эту партию обновленный в своей заостренности и поначалу ровный рисунок. Танцовщица изменила акценты, а каждое движение оказалось наполненным чувством тоски или страсти настолько, что зал отзывался трепетом на мольбы и терзания, испытываемые героиней.

Никия

Балет восторженно приняли и за границей, на каждое выступление Павловой живо откликались как публика, так и пресса. Все сходились во мнении, называя ее воздушной, божественной, и, чувствуя гениальную природу танцовщицы, сыпали восторгами и овациями. Она сумела передать психологизм, свойственный современному искусству, трагедию, которую переживает смятенная душа. Это отличало Павлову от ее знаменитых предшественниц – Вазем, Кшесинской, Гельцер, блиставших техникой, но не прорисовывавших тончайшие штрихи характера своих персонажей.

Жизель

Поразительно в Жизели-Павловой было то, что в начальных сценах, когда мир героини еще, казалось бы, полон гармонии, рядом подруги и мама, нет тревог и печалей, уже сквозит предощущение приближающейся трагедии. Еще сама девушка не подозревает об этом, а зрители уже чувствуют, что развязка будет печальна…

Жизель

Первый выход на сцену в этой роли. Павлова еще в гримерке. Только что она нашла завершающий штрих – изменила прическу. Взбитые наверх волосы в последние секунды превратились в ровный пробор и гладкие пряди, закрывающие уши. Сегодня все Жизели появляются на сцене именно так, и вряд ли помнят, кто придумал, прочувствовал этот штрих, добавив законченности образу.

Лебедь

Современницу Павловой – Агриппину Ваганову — заядлые балетоманы, а вместе с ними и критики называли царицей вариаций. Саму Павлову можно с уверенностью назвать царицей импровизаций. Именно поэтому творческий союз ее с хореографом Михаилом Фокиным стал таким плодотворным. Фокин тоже ценил импровизацию, щедро отдавая ей место в своих постановках. Павлова же, когда ее вызывали на бис, не повторяла в точности исполняемый номер, всегда меняла какие-то штрихи и оттенки танцевального узора. Возможно, эти качества и позволили им создать буквально за несколько минут знаменитого Лебедя – поистине коронный номер Анны Павловой, который по-настоящему прославил ее на весь мир, принес признание, успех и любовь. Не будь тогда Лебедя-Павловой – современный балет мог стать бы совершенно иным. Да и был бы он?..

Роман длиною в жизнь

Павлова познакомилась с Виктором Дандре совсем юной девочкой и влюбилась в настойчивого, умеющего красиво ухаживать и вскружить голову барона. Дандре был блестяще образован и по-настоящему способен оценить уникальность дарования Павловой. Он делал дорогие презенты. Благодаря ему у Павловой появилась квартира, в которой был специально оборудованный зал для занятий, а в нем – мечта Анны – висел портрет Марии Тальони, величайшей балерины прошлого.

Павлова и Дандре

Для Дандре ухаживания за восходящей звездой русского балета были в тот момент скорее дань тогдашней моде, для Анны же – настоящее живое чувство. Она – королева сцены – ждала предложения руки и сердца, которого так и не последовало…Разрыв оказался неизбежен.

Артистическая карьера тем временем уверенно шла в гору, Павлова начинает гастролировать, подписывая выгоднейшие контракты. Она упорно трудится изо дня в день. Непременный экзерсис у станка, репетиции, спектакли. Она востребована, известна и любима публикой. Смыслом жизни становится сцена, и только она.

Тем временем Дандре обвиняют в растрате казенных денег, он оказывается в тюрьме до того дня, пока за него не вносят круглую сумму залога. Добродетелем оказался не кто иной, как обожавшая его Павлова…

Дандре покинул Россию, в Париже они встретились и больше уже никогда не расставались… Анна стала его законной женой.

Семейная жизнь внешне была вполне благополучной. Шикарный «Айви-Хауз», известность, сопряженная с финансовым процветанием, дававшем возможность выполнить любой каприз… Однако Павлова, растрачивая энергию в веренице нескончаемых выступлений по жесткому графику, домой возвращалась опустошенная и погруженная в тоску. Ей – талантливой, успешной, любимой всеми не хватало родной почвы, которая ее взрастила. К ностальгии прибавлялось понимание того, что годы идут, а век балерины короток. Техника со временем слабеет, и уже приходится менять программу выступлений, укорачивая или облегчая номера…Танец для Павловой — что воздух для обычного человека. Без сцены она оказалась нежизнеспособна.

Просто растаяла… Почти подойдя к 50-летнему рубежу, Павлова скончалась от острого плеврита, отказавшись делать необходимую операцию. Как знаменитая сильфида на полотне Валентина Серова, выполненная к дягилевским сезонам, эфемерная, воздушная, она не испытала оков старости и немощи. А нам остались гениальные образы, которые сделали русский балет эталонным во всем мире.

Мало кто знает

  • Павлова, с виду худенькая и даже болезненная, удивила труппу, когда, подхватив грипп в ноябре 1904 года, встала с температурой 38о, чтобы станцевать свою «Жизель». Ее не остановили уговоры врача, объяснявшего, как вредно это для здоровья.
  • Порвав с Мариинским театром, в 1910 году Павлова внесла в дирекцию неустойку в 21 000 рублей.
  • Анна Павлова очень дружила с Чарли Чаплиным. Казалось бы, такие разные, они безошибочным чутьем угадали гений друг друга. Однажды Чаплин был гостем в итальянском ресторане, снятом Павловой. Артист, принявшись развлекать публику, пустился в рассуждения о творческих методах танцовщицы и тут же изобразил ее «Лебедя» и «Саломею». Это было смешно и, вместе с тем, так экстравагантно и тонко, что номер возвысился до предела гения.
  • Павлова не осталась в долгу, и однажды, за минуту до поднятия занавеса в балете «Снежинки», насмешила кордебалет, неожиданно пройдясь в прелестном тюнике вприпрыжку, поднимая воображаемый котелок и размахивая воображаемой же тростью. Легко же было прима-балерине, стоя в кулисах, потешаться над кордебалетными, вынужденными танцевать в момент, когда неудержимо тянет расхохотаться.
  • В быту Павлова была чрезвычайно сложным человеком. Она могла доходить до истерики по несколько раз на дню, потом просить прощения, заклинать, что больше такого не повторится, и, получив ответ, снова подниматься до нервного пика. Иногда Дандре закрывался от нее в кабинете, но она всяческими ухищрениями умудрялась его выманить оттуда, и все начиналось сначала.
  • Резкость, раздражительность и упрямый характер Павловой проявлялся и в работе с композиторами. Даже готовое музыкальное произведение пыталась изменить ради вечного идола – танца, полностью подчинив ему музыку. Способна была устроить скандал, если автор не хотел идти на уступки и не желал добавить (вполне обоснованно!) лишний такт или паузу.
  • Она сочетала практичность и трезвость ума с полудетской наивностью, смешливостью и, находясь в хорошем расположении духа, умела щебетать непрерывно, как говорили современники «по-птичьи».
  • Будучи несомненно красивой женщиной, Павлова обожала наряды, а потому кокетливо пройтись в изящном манто или шляпке от известных модных домов Европы, охотно позируя на фотокамеру, было для нее приятным и неплохо оплачиваемым времяпрепровождением.
  • Эталонным изображением Павловой в рекламных целях считается работа Валентина Серова для афиши к дягилевским сезонам. Позже, порвав с Дягилевым, Павлова столкнулась с ужасами современной ей рекламы. В Лондоне она плакала от досады, увидев автобус с надписью огромными буквами ANNA PAVLOVA. В Америке портрет Анны увеличивали в размерах так, что она казалась дамой пышных форм.
  • Поклонение Павловой доходило до таких высот, что матери с младенцами на руках пытались пробиться к ее машине, чтобы она посмотрела и коснулась ребенка. Как верилось им, это сделает детей причастными к искусству.
  • В 1929 году Павлова повредила колено, вынуждена была прервать работу, чтобы пройти лечение. Оставшееся время она танцевала, превозмогая сильную боль.
  • Когда ей поставили диагноз плеврит, врачи объяснили, что необходима резекция ребер. Тогда она будет жить, но танцевать уже не сможет. Это и определило выбор. Предпочтя умереть, она себя обессмертила.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля,обязательные для заполнения отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

не отправлять комментарийОтправить