Генрик Ибсен родился в богатой семье и первые годы жизни провел в доме, стоявшем на площади, прямо напротив церкви. Там же находилась и башня со слуховым окном под крышей, в которое сторож по ночам выкрикивал время. С этой башней, как писал сам драматург, связано его первое сознательное впечатление.
На вершине жил черный пудель с красными глазами. На людях появлялся он редко, мало кто из горожан вообще его видел. Но однажды ночью, перед самым новым годом, когда сторож выкрикивал время, пудель поднялся по лестнице и уставился на сторожа своим кровавым взглядом. В тот же миг сторож свалился в окно и разбился о камни мощеной площади. После этого случая никто больше не выкрикивал время по ночам.
Фокусник
Когда Генрику было восемь лет, его отец разорился, и семья была вынуждена переселиться в заброшенное поместье. Эти перемены сильно повлияли на характер мальчика. Он стал нелюдим, молчалив и серьезен. В то время как другие дети играли в саду, их старший брат запирался в коморке возле кухни. Там он читал старинные книги отца и разучивал фокусы, которые потом демонстрировал перед родительскими гостями.
Сон
В четырнадцать его отдали в частную школу. Тихий неприметный мальчик, проводивший свободное время за чтением библии, он, однако, обращал на себя внимание литературными талантами. Однажды на уроке Генрик прочитал сочинение, в котором описал свой сон. В этом сне, он со своими спутниками переходил горы, а когда стемнело и они остановились на ночлег, ему явился ангел. Он повел его по огромным каменным ступеням вниз по горе, у подножья которой раскинулся разрушенный город. Улицы лежали в руинах, меж которых покоились мертвецы.
Ангел сказал ему, что жизнь человеческая есть суета. После этих слов поднялся шепот, переросший в рев, мертвые ожили и простерли к нему руки. Он с криком проснулся в холодном поту, сердце бешено колотилось от страха. Можно представить какое впечатление произвел на его юных одноклассников такой рассказ. Не удивительно что они считали его странным.
Микстуры и яды
Неблагополучное материальное положение семьи заставляет Ибсена покинуть родной дом и начать самостоятельную жизнь. Он поселился в приморском городке Гримстад, где устроился помощником аптекаря. Там он проработал около пяти лет и написал свои первые произведения.
Внебрачный сын
Всем известно что у Генрика Ибсена был сын Сигурд, известный политик и журналист. Однако это не единственный ребенок писателя. Внебрачный сын появился на свет во время его работы в аптеке, от служанки Эльсе Софи Йенсдаттер. Генрик не захотел связать свою судьбу с Эльсе и малыша не признал.
Катилина
Работая в аптеке, он пишет свою первую драму «Катилина». Один из друзей Ибсена, поверивший в его талант, напечатал пьесу за свой счет. Она получила небольшую известность в студенческих кругах, однако издатели и критики ее не приняли.
В тяжелые времена Ибсен продал оставшиеся издания в качестве оберточной бумаги. Спустя 25 лет Драматург прочитал свое первое произведение и, найдя его сырым и незаконченным, решил переписать. К сожалению до наших дней дошел лишь измененный вариант.
Революция
Перебравшись в Христианию Ибсен был захвачен водоворотом политической жизни. Он заводит радикально настроенных друзей из рабочего движения, пишет статьи для оппозиционных газет и участвует в революционных демонстрациях.
В то же время его бескомпромиссный нрав не может принять политику лидеров оппозиционных либералов, готовых пойти на соглашение с правящей властью. Он пишет обличающую их во лжи и лицемерии сатирическую пьесу «Норма или Любовь политика».
Изгнанник
Далеко не всегда публика принимает критику в свой адрес. Пьесы Ибсена, открывающие самые неприглядные и отталкивающие сцены мещанской жизни, были жестко раскритикованы, на него началась настоящая травля. В 36 лет он вынужден покинуть родину. Вернется он лишь спустя 30 лет, будучи уже признанным писателем и драматургом с мировым именем.
Кукольный дом
Самая известная пьеса Генрика Ибсена погружает зрителя в атмосферу семейной идиллии. Адвокат Торвальд и его жена Нора готовятся к рождеству, пряча под елку подарки для детей. Однако их жизнь не так безмятежна. Нора вынуждена подрабатывать втайне от мужа, чтобы выплатить старый долг.
Положение Норы усугубляется шантажом со стороны человека помогшего ей подделать расписку. Когда ее муж узнает об обмане, то приходит в ярость, если все откроется он будет опозорен и не имеет значение, что деньги, взятые под расписку, пошли на его лечение. Однако шантажист идет на попятную, семейная тайна не раскроется, а Торвальд оказывается столь добр, что прощает жену. Но увидев истинное лицо супруга, Нора не желает быть прощена и уходит.
Жители туманных фьордов
Норвегия, несомненно, отличается своей особой самобытной культурой. Суровые скандинавы, отправляющиеся в долгие завоевательские походы, не отличались пустословием. Главным было показать себя в делах – смело сражаться и вернуться с богатой добычей. Также и в пьесах Ибсена человек показывает себя в поступках, преодолевает внутренние метания и идет наперекор всем во имя своих целей и принципов. Наряду с реализмом, присущему творчеству драматурга с его северным темпераментом, ему не чужд и символизм.
Таинственность, неясность, сказочность, все то к чему его тянуло с детства, нашло отражение в его произведениях. Скандинавские страны всегда обладали множеством мифов и легенд, бережно хранившихся их жителями. Не странно что в начале своего творчества Генрик Ибсен создавал исторические пьесы, вдохновленный древними героическими преданиями. Однако он не был консервативным хранителем старых традиций. Прагматические взгляды привели его к пониманию того, что ничто не вечно и все меняется. Он принимал все новые веяния – анархизм, теории Дарвина, женская эмансипация. Он принимал все новое в мире, а новый мир благосклонно принимал его творчество, отражавшее дух своего времени.