Об этих знаменитых картинах в России знают практически все. Взрослым и детям приходилось хоть однажды видеть «Богатырей» или «Ивана-царевича на сером волке». А «Аленушка»! А «Иван Грозный»! А десятки других картин!
А ведь мир мог и не узнать Васнецова-художника. Ему была уготована судьба священника. Он родился в семье священника и должен был посвятить себя церкви. Так гласили традиции. Уже десятилетним он приступил к учебе в духовном училище, а после него – в Вятской духовной семинарии, где, собственно, и начался его путь великого художника.
Губерния их издавна славилась талантливыми художниками, мастерами по росписи мебели, игрушек и посуды, вышивальщицами, резчиками по дереву. Все это, несомненно, оказало свое благотворное влияние, не оказать не могло, позволило развиться художественному таланту, сформировало его мировоззрение.
У него появилось новое увлечение. Рисование. Этому занятию он посвящал каждую свободную минуту. В то время он не мог и предположить даже, что нынешнее увлечение обернется делом и смыслом всей его жизни. Но к последнему курсу семинарии решил круто изменить свою жизнь. Он оставляет учебу и, выручив от продажи двух жанровых картинок кой-какие деньги, направляется в Петербург, чтобы стать студентом Академии художеств.
Но неуверенность в себе сыграла с ним злую шутку. По нелепой случайности его учеба оказалась отодвинутой на какой-то срок. На экзамене его готовый рисунок вызвал скептическую ухмылку у одного из абитуриентов. Этого оказалось достаточно, чтобы Виктор пришел в отчаяние и даже результатов не стал узнавать. Оказалось, что экзамены вступительные он сдал успешно, но довелось узнать ему об этом лишь через год, потому что до него и извещение об этом по неведомой причине не дошло.
А будущий художник, рассчитывая на поступление в последующем году, чтобы не терять время, усердно трудится и оттачивает мастерство в школе Общества поощрения художников. Чтобы заработать на жизнь, он берет частные уроки, делает иллюстрации для книг и журналов.
Однако, когда Васнецов в очередной раз появился в приемной комиссии, его буквально ошарашили. Оказалось, что уже целый год он числится студентом первого курса.
Коллекция его картин и портретов огромна. Какие-то из них написаны в Академии. Писал он и в Париже, где работал целый год. Стоит лишь взглянуть на Васнецовские полотна, прекрасные и сказочные, ощущается вся сила таланта человека, рука которого их создавала.
Доподлинно известно о разных гранях его таланта. Ему по силам монументальная живопись. Он и театральный художник. А иллюстрирует детские книги он уже со студенческих времен.
Одно из увлечений Васнецова – архитектура и дизайн. проект собственного дома он создал лично, а потом в нем жил. Это был не просто обычный дом. Это настоящий затейливый «терем», на втором этаже которого расположилась мастерская художника. Именно там родились многие из его картин, ставших впоследствии легендами. Он обладал такой внутренней силой, что поднимала его выше хвалы и хулы. «Истинный богатырь русской живописи» – это о нем.
Он занимался в Киеве росписью Владимирского собора. На это ушло десять лет. Дело это богоугодное и, с его собственных слов, именно Бог сохранил его, когда он сорвался вниз из-под самого купола и повис, чудесным образом зацепившись за крюк курткой.
О личном
Совсем немного сведений имеется о его личной жизни. О семье рассказывают его портреты.
Жена. В числе первых женщин в Петербурге, получивших медицинскую профессию.
Дочь. Сыновья. Отцом он был довольно строгим. Зато дети воспитывались в по-настоящему творческой атмосфере. По стопам отца пошла только дочь. Она тоже стала художницей.
Семейные вечера проходили за чтением Библии. Он нес в дом всякую заработанную копейку, был довольно экономным человеком. Никто не мог сказать, что он бросает деньги на ветер.
Интересное о лучших картинах художника
«Ковер-самолет». Заказ поступил от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. На новой картине появилось сказочное и быстрое средство для передвижения. На правление она не произвела ожидаемого впечатления, так что, в конце концов, промышленник купил ее для себя, вместе с «Тремя царевнами подземного царства». «Ковер» вызвал кучу споров в журналистской и зрительской среде после представления его на VIII выставке передвижников.
«Богатыри». Этих трех былинных русских защитников знают и узнают на картине даже дети. Известно, что для натурщиков, которые позировали для картины, специально из запасников Русского музея напрокат была взята одежда. Почти двадцать лет работы, и полотно вышло столь убедительным и выразительным, к тому же точным отражением слов, положенных художником в основу сюжетной линии: «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где».
«Аленушка». Эту картину простой иллюстрацией назвать нельзя. Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка», писалось с юродивой крестьянской девушки и не имело отношения к сказке. Получилось самое любимое произведение автора.
«Иван Царевич на Сером волке». Впервые Иван, обнимающий царевну, появился в эскизе «Ковра-самолета» в 1926 году. А потом по желанию Васнецова эта пара оказалась пересаженной на волка.
Виктор Михайлович Кузнецов (1848-1926), великий русский художник и умер, работая над очередным шедевром.